Chernobyl (2019)

Chernobyl / Чернобыль (2019)

Ревью На Сериал или Как Я Полюбил Советскую Эстетику

Тяжело говорить про «Чернобыль». Тяжело говорить про Чернобыль. Тотальный культурный шок в связи с выходом мини-сериала от HBO. Слов не подобрать, но много чего хочется сказать. Нельзя писать о впечатлениях и не затронуть многие аспекты, начиная от своей позиции касаемо русского кино, заканчивая своими познаниями в истории (точнее об их отсутствии). По традиции длинных ревью — делю текст на несколько «глав». Если вам нужно исключительно мнение о сериале — листайте до нужного заголовка. До него я рассказываю о себе, школьных годах, своих взглядах на Советский Союз, на политические срачи и так далее. Заранее предупреждаю — человек я необразованный, потому испанский стыд станет вашим вторым пилотом при прочтении. Впрочем, какой есть — такой есть. Мне похуй.

Включаем музыку для атмосферы и поехали



Про школьные годы и мнение об СССР

Начну сразу с истоков. Так уж заведено, что в детстве в нас закладывается определенный шаблон интересов, который, конечно, не без труда можно поменять. Две стороны влияния — дом и школа. Если на учебе не привили любовь к чтению книг, то вся надежда на родителей. У меня было так: читать в 11 лет «Тараса и Бульбу» было невыносимо скучно. «Отцов и детей» тоже. Мне бы «Вальтрона» по СТС посмотреть, а не вот это вот все. Однако, появление в жизни «Гарри Поттера» кое-что поменяло. Благо, мама мне купила «Философский камень» по случаю выхода первого фильма, а там я дальше уже сам втянулся. Школа/Родители — 0:1. На уроках русского языка у меня была просто охуительная женщина, которую я очень боялся и уважал одновременно. Домашку по всем предметам я перестал делать в восьмом классе и только на русском языке старался не проебываться. Школа/Родители — 1:1. Математику рот ебал. Преподавала у нас садистка, которая на всю жизнь отбила любовь к цифрам. Родители солидарно эту дамочку тоже хейтили, потому разрешали в знак протеста забить хуй на ее предмет. Ничего страшного не произошло. Разве что таблицу умножения сейчас с трудом перескажу. Раньше стыдился сего факта, сейчас уже похуй.

К чему я веду? ИСТОРИЯ. Ситуация была такая. Пятый-шестой класс: нам преподают историю Древнего Мира. Преподаватель замечательный. Молодая девочка, которая с горящими глазами вещает за Египетских богов и Древнегреческие мифы. Спустя двадцать лет заявляю — сработало идеально. До сих пор от случая к случая возвращаюсь к этой теме. Потом, в седьмом классе, учитель сменился. Абсолютно не заинтересованная в нас и своей работе женщина. Винить ее сложно — дети те еще долбоебы бывают. Однако, как говорит маман — если препод ЛЮБИТ свое дело, он сможет захватить внимание даже самого хулиганистого уебка. У нее лично так было с математикой. Мама в ней шарит. Ей повезло. Мне — нет. Как итог — никакого интереса к истории средневековья. Никакого интереса к Древней Руси. И уж тем более никакого интереса к СССР. Отец был задрот всего этого дела, но видя мою незаинтересованность в старших классах, решил не мучить этим всем делом.

Про Вторую Мировую и Великую Отечественную уже сам начал изучать ближе к двадцати, потому что стыдно было не знать основных дат и событий. Впрочем, этот стыд мне как раз батя прививал. В какой-то степени он все равно внес свою лепту, однако, я до сих пор поверхностно во всем этом двигаюсь. Как и в истории СССР. Это в школе казалось НАСТОЛЬКО нудным, неинтересным и не важным, что так до тридцати лет и пронес это ощущение. Главным же увлечением моей жизни было… кино. Голливудское кино. «Приключения Шурика» я, конечно, любил, но особо далеко в этом вопросе так и не зашел. Ни разу не видел «Любовь и голуби», которых так любят родители, не припомню фильмов о Великой Отечественной, ни разу не смотрел «Иронию Судьбы» на Новый Год. Примерно в этом месте — после всей этой экспозиции вы должны понимать, что я за персонаж.

Если с анализом трудно, то кратко: так сложилось, что мне похуй на историю Советского Союза и я не имею никакого мнения на этот счет. По сути — я максимально не готов к дискуссиям с противниками сериала на тему «пропаганды», «клюквы», «одностороннего взгляда» и так далее. Это просто прошло мимо меня, а сейчас прыгать в лагеря «За Совок»/»Против Совка» мне и тем более неинтересно, ибо вариться в срачах с людьми, не живущих в ушедшую эпоху попахивает большим количеством свободного времени. Да и как показывает практика — даже люди живущие в Союзе могут иметь РАЗНЫЕ точки зрения. Зависит от тысяч факторов — город, в котором вырос. Количество родственников попавших под репрессии или погибших на войне. Место работы. ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ШКОЛА. В этом же вся суть вообще любой точки зрения и уж тем более политического срача — правды нет. Если одна сторона страдает от государства, всегда есть стороны, которые от нее имеют лишь бонусы. Все всегда зависит от угла обзора и индивидуально. И кто из этих людей прав? Что вообще такое «ПРАВДА»? Это что-то объективное или наоборот? «Чернобыль» — отличный повод лишний раз подумать об этом. Получается, что правда — это про выбор стороны. Словно лагеря российских зрителей, состоящих из защитников/противников сериала, ряды которых пополняются все активнее с каждым днем.

Если после первых серий хейтеров сериала попросту не было, то после финала уже и в комментарии лезть страшно. Такой вот народ у нас сейчас. Потому мне и нравится считать «Чернобыль» подарком скорее всему миру, нежели русским. Это кино не про нас. Это кино про советских людей. Сплоченных, идущих на жертву, самоотверженных и объединенных. Именно про таких людей нам всегда рассказывали ветераны в школе на встречах приуроченных к девятому мая. Мне безразлично то, в каком свете выставляют политиков и КГБ в сериале. Такова позиция автора, ему нужен был антагонист, только и всего. Если бы шоураннер пытался угодить всем сторонам — ему бы пришлось провести в исследованиях еще лет пять, чтобы перестроить свой внутренний менталитет. Да и не вышло бы у него. Время сейчас такое — быть недовольным в тренде. В сценарии «Чернобыля» все очень просто — есть злодеи, есть герои. Для нынешних хейтеров СССР это на руку, для его защитников — напротив. У меня самое простое положение: мне безразличны споры этих сторон, а больше приятно и важно смотреть на простой народ в «Чернобыле». Смотреть на настоящих героев. На тех, кто страдал и жертвовал.



Как я изменил свое мнение

Как я уже заявил выше — советское кино прошло мимо меня. Однако, мне хорошо известно насколько сильные были авторы в то время, с которыми считался весь мир. Надеюсь, в ближайшем будущем и у нас дела пойдут в гору. Благо, авторское кино за последние лет пять сделало хороший скачок. Лишь бы темп не сбавляли. До «Чернобыля» же у меня всегда была тупая, но работающая позиция — я не смотрю русское кино, потому что не вижу эстетики в пост-совке. Она была такова — зачем мне смотреть русское кино, когда я могу выглянуть в окно? После «Чернобыля» я осознал, что важно не то, ЧТО ты снимаешь, а КАК ты это снимаешь.

При просмотре мне было тяжело представить русский фильм, где так же бы грамотно использовались бы движения камеры, общие планы, ритм, тайминг, монтаж, саундтрек и СЦЕНАРИЙ. Представления персонажей сопровождаются живыми репликами, пафос оставлен лишь на особо драматичные моменты, а все происходящее показано на кино-языке мирового уровня. И тут я понял, что русское кино не заходило мне все это время не потому, что много-этажные панельки выглядят не эстетично, а потому, что снимать их просто надо уметь. Видимо, для наших авторов это все дело обыденное, а для Запада экзотика. Вот и смакуют как могут.

Касаемо уровня съемки и постановки. Забегу немного вперед и отмечу сцену с бетоном. Монтаж, уместное сломо, ракурсы и саундтрек. Пытаюсь представить себе, как настолько обыденную и некрасивую вещь вижу в русском фильме и не верю, что у нас способны так поэтично снять и донести в контексте, насколько это страшный и драматичный момент. Надеюсь, уже в ближайшем будущем мы застанем возвышение новой русской школы кинематографии, способной говорить на языке стандарта мирового уровня. Сейчас все в руках продюсеров/инвесторов, готовых вкладываться в авторское кино. Пока у нас в основном все очень клиповое, глянцевое и стерильное.



О сериале

Наверное, это один из самых страшных и шокирующих фильмов, что мне довелось посмотреть. Ясное дело — на эмпатию очень сильно играет факт реальных событий. Держишь в уме, что все это случилось на самом деле и ловишь лютый ужас. Однако, все очень легко было бы всрать, если бы не максимально грамотная режиссура. Первые два эпизода — это квинтэссенция саспенса. В таком лютом напряжении я не сидел со времен «24 часа» и финальных двух эпизодов третьего сезона «Родины». Разница только в том, что у вышеназванных напряжение выражалось в волнении за героев, к которым ты давно привык, а вот «Чернобыль» пиздит по яйцам с первой минуты и не отпускает до третьего эпизода. Вообще — кто-нибудь смог спокойно смотреть финал второй серии, когда трое отважных героев полезли воду сливать и под шум треска счетчиков у них начали гаснуть фонари? Я сидел и кричал в монитор «ДА ВЫКИНЬТЕ ВЫ ЭТИ СЧЕТЧИКИ БЛЯТЬ!» Просто невыносимый звук, меня аж трясло от ужаса пока смотрел. Вроде прием простой, а как грамотно работает.

Или сцена на Мосту Смерти? Какое. Страшное. Дерьмо. Так красиво снять сцену, в которой детей невидимая сила ведет прямо к ужасной агонии. Я вообще по истечению трех эпизодов, после сцены с цементом определился, что «Чернобыль» — это Поэзия О Смерти. Вообще не припомню ни разу в жизни, чтобы мне, зрителю, показывали что-то настолько страшное и смертельное и одновременно таким красивым и поэтичным образом. Первые три эпизода до сих пор вводят в ужас. Сцены с разлагающимися пожарником и работниками АЭС. Меня так ни один хоррор не пугал и не повергал в ступор, как эти жуткие моменты.
Прошу прощения за сумбурные перечисления отдельных моментов, но хочется сразу всем поделиться, что накопилось в эмоциях.

С саспенсом работают вообще максимально грамотно. Уже после того, как друзья обсуждали четвертый эпизод, я осознал, что сцена на крыше (с графитом и лопатами) снята в реальном времени одним дублем. Настолько погружен был в действие, сидел и места себе найти не мог. Такая жуть. Обычно я замечаю подобное, но этот сериал очень хорошо работает с вниманием и манипуляцией твоих нервов. Особенно это на примере последнего эпизода видно — во время суда. Ты заранее знаешь, что произойдет. Поминутно, блять. И все равно сидишь и орешь в монитор «БЫСТРЕЕ, БЫСТРЕЕ» и переживаешь — как бы они там кнопку эту злосчастную не нажали. Сидишь нервничаешь, ладони потеют. По окончанию аж хочется закольцевать и заново сесть смотреть, пока многие герои еще живы и все не так печально, как на финальных титрах.

Диалог пожарника и жены про «я же говорил, что покажу тебе Москву». Пишу и мурашки по коже. В третий раз отмечаю сцену с цементом. Самый сильный момент всего сериала. Как снято, смонтировано, какой саундтрек на фоне. Красиво. Страшно. Потом полез в интернет читать про историю жены пожарника и с ужасом принял тот факт, что все постарались перенести как было на самом деле. Как же страшно то блять! Не думал, что меня сейчас можно чем-то подобным впечатлить. Пытался понять — от чего так жутко на все это смотреть. Контекст ужасающий. Независимо от того, что сериал косвенно намекает, что во всем виновато правительство, на самом то деле тут все проще и страшнее. Человеческий фактор. Просто вереница событий, решений и поступков привели к таким СТРАШНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.

После «Чернобыля» просто в параноика легко превратиться. Как задумаешься, что судьбы людей зависят от СЛУЧАЯ, так пиздец жуть нагоняет. Ведь одно дело думать о том, как условный злодей принял решение убить миллионы, а другое, когда в дело идет даже не абстрактное зло, а случай. Если в первом варианте создается иллюзия, что подобное можно контролировать и как-то предостеречь, то второе — русская рулетка. Повезет, не повезет. На жуткое дерьмо в мыслях сериал наталкивает. Часто мы получаем от мира кино подобные самородки? Ох уж нет. Нравится, когда фильм или сериал напоминают, что я необразованный юнец, жизни не видел все еще и не разбираюсь во многих вещах. Хорошая ободряющая пощечина. «Чернобыль» — искусство, мать его. Подарок человечеству и напоминание о вещах, о которых кто-то даже и не задумывался. Как я, например.



О деталях сериала

Это, конечно, некрасивая позиция, но взглянем правде в глаза — американцы с вниманием к деталям уделали нынешних русских. Просто сравните условное «Движение Вверх» по части воссоздании эпохи и «Чернобыль». И, на секундочку, шоураннер — американец. Крэйг Мэйзин. Сценарист таких шедевров как «Без Чувств», «Очень страшное кино 3-4», «Мальчишник в Вегасе 2». То есть вы понимаете, да? Автор не какой-то иммигрант из стран СНГ. Человек специализировался на тупом американском юморе все карьеру. Вдруг в 2015 году он задумался, что ничего не знает про Чернобыльскую аварию и углубился в изучение темы.

Представьте себе уровень проделанной работы. Количество консультаций. Попробуйте передать быт страны, в которой ты не жил никогда. На простом примере — в сцене, когда Легасов оставляет еду для кота: изначально в сценарии там был кошачий корм. Консультирующая его женщина (жена коллеги, жившая в Украине) сказала: «какой нахрен корм? Коты тогда питались остатками со стола!» Это тупо первые страницы сценария, а его уже разъебали по нестыковке быта. Представьте себе теперь — сколько нужно было провести работы, чтобы русский зритель сидел и не ощущал фальши? Впрочем, все равно найдутся умники, которые доебутся до пластиковых окон в кадре, цвета штор или номерных знаков.

Как как говорил сам Мэйзин: американскому зрителю будет насрать на номер машины, а нам было важно, чтобы он соответствовал той области, по которой ездил. Художники постановщики месяцами скупали с Киевских рынков реквизит. Чайники, телефоны, рамки для фото. Провели сотни часов совковых квартирах, чтобы понять — как выглядели обои и шторы, какие узоры должны быть на столе скатерти. То есть иными словами — авторам сериала было ВАЖНО со всем уважением отнестись к культурному коду. Они даже намеренно отказались от «РАШН АКСЕНТ», чтобы все не скатилось в комедию. Мэйзин намеренно взял в проект актеров-британцев и шведов. Этот метод гарантировал сохранение аутентичности для американского зрителя, у которого не возникло бы шанса потерять атмосферу реализма из-за наличия американских актеров.

А каких лицедеев они подобрали? Морды то реально советские! Это ж какой кастинг массовки и эпизодников они провели, чтобы утвердить всех на свои роли. Какую работу стилисты проделали, чтобы нарядить всех в аутентичный шмот и заплести девочкам хим. кудри, а бабулям раздать необходимые платки на голову! Тысячи часов работы, сотни часов согласований. Это ли не любовь и уважение к советскому народу от сценариста тупых американских комедий? Просто ахуй. Больше всех меня, конечно, впечатлил каст Брюханова — кудрявый с сиплым голосом. Максимальная харизма, просто кадр поедает, да еще и на реального прототипа так похож, пиздец. Ну и Скаарсгард сыграл просто мирового мужика. Отличный переход от мудака к настоящему герою.



Про внезапный патриотизм и культурный код

Моя любимая сцена, если забыть про чертов цемент — это все, что касается шахтеров. Я знаком с некоторыми, так как в моем городке очень многие пацаны после школы шли работать на шахту. Это особый вид людей, которые, как мне кажется, сохранили советский характер. В том плане, что это настоящие русские мужики. Те самые, про которых гордостно рассказывали ветераны. Про мужиков со службы и работы, о которых говорил дед. Это, конечно, мышление русофоба, но что-то мне подсказывает, что в современном русском фильме рабочих с шахты показали бы как алкашей и сброд с низов. Потому БРАВЫЕ МУЖИКИ, которые идут осознанно на суицидальную миссию не ради денег, а потому что «никто кроме них» — вот это, блять, сильно. Вот это гордость.

Как сказал Мэйзин — его вдохновляют советские люди и что «коммуна» и «коммунизм» тесно связаны. Сплоченность граждан — главная тема, которая его зажигала все это время. По его мнению, случись подобное в Америке — они бы просто обвели все забором и сказали «Вход Запрещен», ибо мы не можем рисковать людьми и посылать их туда, зовите адвокатов. Жертвенность советского народа и готовность идти на опасное дело поразили его до глубины души. Я не могу назвать себя патриотом. Пять лет прожил в Казахстане в тот период жизни, когда взгляды выстраивал на жизнь, потому до сих пор не могу определиться с менталитетом внутри. Однако именно на сюжетке с шахтерами я ощутил эти нотки гордости внутри. Когда возникает ощущение, что при взгляде на таких людей — гордостно называться русским. Хуй с ним, что утрированы там сцены, мы прекрасно все понимаем, что именно такими были люди. Бесконечные интервью с ликвидаторами из Чернобыля это подтверждают. То как они говорят, как смотрят на ситуацию. Самоотверженные и преданные сослуживцам/коллегам.

Для меня вообще больная тема — про патриотизм. Я считаю, что кино как одна из важнейших форм в современном мире, способное закреплять и продвигать культурный код сквозь поколения. Важнее только книги, через которые мы сейчас может узнать о быте и настроениях в стране конца 19 века, например. И каждый раз, когда понимаю, что через фильмы я знаком с историей США лучше, чем с историей страны, в которой родился — мне становится стыдновато. Однако, в Америке постоянная смена власти располагала к выходу картин, осуждающих политику предшественников. И так по кругу.

Именно потому по огромному количеству вышедших фильмов можно определить и понять быт и настроения народа в чужой для меня стране с чужим для меня менталитетом. Про цензуру фильмов в Советском Союзе, о которой сейчас слагают легенды даже и речи не шло. Мои УБОГИЕ познания истории СССР и России говорят о том, что самое свободное для авторов десятилетие в кино были в девяностых. Когда после развала Союза особо никто и не понимал что контролировать и что пропагандировать. Тогда и авторы разгулялись. Тогда и появился Балабанов. И скорее всего — наши кинодельцы так долго возвращались к девяностым в своих фильмах не только потому что время было богато на «истории», но и потому, что это плотно засело в сознание — как выглядит свободное кино в России.

Я поднимаю эту тему, чтобы в комментариях могла начаться образовательная дискуссия, где мне скажут, что я уебок и приведут в пример кучу исторический фактов, фамилий и названий картин, чтобы я стал чуточку образованнее. Меня действительно начал волновать этот вопрос после «Чернобыля«, когда я понимаю, что «капсулу времени» о важнейшем событии в истории СССР со всей любовью сняли не русские, а американцы. Прекрасно понимаю, что нашим сейчас слишком тяжело о подобном снимать, так как необходимо выбирать сторону «Совок За, Совок Против». Вопрос в том — дойдет ли Россия когда-нибудь до единого мнения или так все и останется тупой борьбой за правду/пропаганду.



Об исторической ценности и хейтерах

Развивая тему культурной важности. Как сказал Метатрон в «Догме»: «вот времена, про что кино не снято, о том и знать не нужно». Очень точное замечание, мистер Кевин Смит. Так оно сейчас и работает, потому и называю кинематограф одним из важнейших инструментов по вытачиванию культурного кода в целых поколениях. Что я знал о Чернобыле до сериала? Как уже обозначил — в школе и семье мне не особо прививали надобность изучать историю Советского Союза. Про Чернобыль мы в школе знали вскользь, а про Припять я впервые прочитал в Игромании в начале двухтысячных. Тогда лет пять подряд обозревался процесс создания культового долгостроя S.T.A.L.K.E.R. Очень много писали про то, как разработчики игры бродили по окрестностям города и фотографировали каждый его закоулок, чтобы перенести игрока в максимально натуральную среду Зоны Отчуждения. На этом все познания заканчивались.

Что сделал Крэйг Мэйзин сейчас? Он поднял просто монструозной величины волну интереса к аварии Чернобыля. Видео-репортажи, интервью, хроника — статистика просмотров на ютубе растет с колоссальной скоростью. Люди интересуются биографией действующих лиц, теперь в мире знают как выглядят лица героев, спасших миллионы жизней. Их знают по именам. Да, сейчас у сериала растет волна критики, кричащих об искаженных фактах. Про вертолет упавший позже и по другим причинам, про голых шахтеров, которые не были голыми, про Хомюк, которую авторы намеренно создали в качестве олицетворения кучи людей сразу. Как объяснил подобное решение сам Мэйзин: «Оригинальный Легасов не знал устройства реактора-РБМК, многое ему попутно объясняли коллеги, но поскольку это надо было компактизировать, я наделил Валерия Алексеевича знаниями о реакторе, а Ульяну сделал чуть умнее, потому что в ней собран весь учёный опыт Союза.» (перевод подкаста с канала Writers Mute)

Но чего добиваются критики сериала? Кого они защищают? Вместо того, чтобы ныть о том, что Союз выставили злодеями — надо радоваться, что простых ЛЮДЕЙ показали как есть — героями. Я разве что не согласен с тем, что троицу с Дятловым выставили архи-злодеями. Однако, факт остается фактом. Люди по всему миру интересуются историей Чернобыля. То же интервью Дятлова сейчас активно обсуждают в комментариях и адекватные люди понимают, что в сериале все достаточно утрировано для драматизма. Молодые блогеры подтягивают ликвидаторов на интервью. На памятники впервые за десятилетия начали снова класть цветы. Как можно с таким уровнем вклада в общее дело хотя бы на секунду поливать сериалом дерьмом? Вы что — ЕБАНУТЫЕ?

Все вдруг превратились в факто-дрочеров. Позабыли, что огромные масштабы событий создателям нужно было уложить в несколько серий. Позабыли про драматическое усиление в байопиках. Одно радует — народ ринулся копать информацию. Не важно для каких целей — об этом говорят. HBO заставили весь мир трубить о Чернобыле, который год вспоминали единицы. Сейчас каждое второе издание зовет на интервью кого-нибудь из свидетелей тех событий, чтобы они могли опровергнуть или подтвердить сказанное в сериале. Даже одного чернокожего ликвидатора нашли после конфуза с одной журналисткой (ссылка). Героев Чернобыльской трагедии снова вспоминают. Это ли не успех?

Показателен и тот случай, как в одном интервью несколько участников тех событий говорят разные вещи. Например. В одном интервью женщина из бригады ликвидаторов говорит, что в Чернобыле был сухой закон. Однако, у нас в чате ШишКИНО один из ребят еще до выхода четвертого эпизода рассказывал истории своего дяди — про 30-60 секундные смены с обломками и про вино с водкой, которое вливали в себя литрами после бани. Бывает даже в рамках одного интервью с несколькими сразу ликвидаторами можно услышать расхождений мнений. Если уж у людей, побывавших там может быть разный взгляд на ситуацию — как можно в этом обвинять создателей сериала? Много информации всплывает. Надеюсь, чего новое вскроется, прежде засекреченное. HBO красавчики. Всех всполошили.

Подытожив, скажу, что «Чернобыль» — это мощный триллер, с колоссальной проработкой деталей и любовью автора к советским людям. Сериал, который сняли американцы, которые всегда славились клюквой и пренебрежением к деталям русского быта. Шоураннер Крэйг Мэйзин и режиссер Йохан Ренк создали прецедент. Дайбох — это расшевелит весь мир в умении углубляться в чужую культуру. У наших киноделов это вызовет легкое чувство стыда и породит качественный контент на поле воссоздания ушедшей эпохи. У молодого поколения возродит (как в моем случае) или усилит желание знать историю героев страны, в которой жили наши родители. У всей планеты посеет страхи, которые станут причиной улучшения мира, в котором мы живем и будут жить ваши дети. Если это не главный сериал последних лет, то я даже не знаю.

Будьте вежливы в обсуждении

21 КОММЕНТАРИИ

  1. Смотрела пару эпизодов этого сериала. Перед просмотром чего-либо, фильма или сериала, я всегда захожу сюда, к Максу, чтобы посмотреть, может, он тоже это когда-то лицезрел и поделился этим с нами. Ведь Макс постоянно делится с нами своими эмоциями, переживаниями, чем же зацепило его данное произведение, на что он обратил внимание. Но «Чернобыля» здесь не было. И я сразу же зашла в инст, чтобы написать тебе: чувак, огромный респект тебе, но ты не мог бы сделать ревьюшечку на «Чернобыль»? А потом такая думаю, стоп, с хуя он будет выполнять просьбу какой-то бабенции, которую знать не знает, и вообще, у людей есть свои дела и проблемы, камон. Положила телефон обратно и успокоилась.
    Теперь о ревью. Ревью огроменное, не спорю. Но, сука, интересно читать про тебя, про твое отношение к чему-либо. Читала и во многом соглашалась полностью, про школу, про воспитание. ЭТО АБСОЛЮТНАЯ ТРУШНАЯ ВЕЩЬ! Побольше пиши про свое отношение к тому, что больше тебя задело или тронуло в фильме/сериале. Делись с нами. А мы уж подхватим.

  2. Спасибо за ревью и за рекомендации в телеграмме, я бы посмотрела когда нибудь в будущем, но твои — кто ещё не видел — «бегом», я включила сериал в тот же момент и прониклась драмой о которой слышала пару раз в детстве. Дома были разговоры об этом, но кто мог бы так грамотно передать атмосферу, весь объем трагедии? Мама была в Минске август 86, вскользь рассказывала, что тогда ещё не знала что беременна и находясь с детьми в лагере как учитель (или соревнованиях) пила воду из под крана, потом родилась моя сестра — при рождении у нее обнаружили пятна по телу светлые, как лёгкие ожоги от кислотной среды. След Чернобыльской аварии.

  3. Разложил все по полочкам, даже не хочется что либо писать по этому поводу.
    Это очень мощный сериал по всем фронтам, действительно погружаешься и проживаешь все происходящее на экране.
    Спасибо за подробный анализ, Макс

  4. Спасибо Крэйгу Мэйзину и Йохану Ренку и вообще всем причастным лицам к данному проекту, я ничего подобного не видел, мне было очень больно на это смотреть, спасибо за всё уважение и любовь к героям этим событий.
    Макс, спасибо за ревью, согласен с каждым словом.

  5. Я плакала как ребёнок от накопившегося за несколько серий напряжения, не могла заснуть и продолжала смотреть, потому что слишком сильно переживала за героев, а после просмотра почувствовала жгучую необходимость заполнить пробел в своих знаниях относительно этой аварии, потому что это было всего за 5 лет до моего рождения!!! А я ничегошеньки толком об этом не знаю! И надо срочно это исправлять!

  6. Ты как всегда максимально подходяще подбираешь слова,чтобы описать чувства от просмотра Шедевра.
    Я эмоциональный персонаж,рыдающий с любой печальки в фильмах,но при просмотре «Чернобыля» небыло стандартного «понятного» набора эмоций… Было состояние ,когда ты просто смотришь куда то вдаль и погружаешься в себя,и назад в реальность как то совсем не хочется.Осадок пустоты и притупленного страха останется со мной навсегда.Вы вообще понимаете что нам показали целую цепочку событий,которые привели к нашему рождению,к ТВОЕЙ жизни.Началом было не тот момент, когда мама с папой развлекались,а когда те самые люди шли умирать,ну так сука какие нахуй «пластиковые окна» ?!вы ебанутые?Ты не превратился в разваренный пельмень в утробе матери, придурок.Этот фильм не только о том,как было но и как есть сейчас, о каждом из нас.Настоящие злодеи не троица осуждённых,а мы с вами,кто умудряется даже там, где нужно просто дать себе хотя бы минуту посидеть молча,пока тебя накрывает волной, леденящего душу пиздеца о такой вот суровой правде,проявить свой долбаебизм.Может и не вежливо,но как есть.
    В любом случае Процесс хоть и замедлен,но все равно запущен…
    А если такое случится снова, найдутся ли в этот раз те,кто осознанно пойдёт приносить себя в жертву?! Хз
    Вот над этим стоит задуматься и из столь печального шедевра попробовать
    найти для себя то,что в корне поменяет отношение к важным вещам в лучшую сторону.У нас ведь впереди Будущее и явно ни кому из нас не хотелось бы чтобы через десятки лет нас вспоминали как ликвидаторов,если конечно у нас хватило бы духу ими стать…

    P.S.Макс ты Любовь.

  7. Это невероятно… Каждое слово… Каждое предложение….
    Макс… тебе на хрен не нужна таблица умножения)))
    Любовь

  8. Сериал «Чернобыль» это тот случай, когда страшно не от кровоточивших ран, не от слезающей кожи ликвидаторов,а оттого что это правда, что это было. Когда показывали сцену, где сбрасывали графит с крыши,я просто перестала дышать на эти 1,5 минуты.Настолько все эти сцены пронизывают до костей. Макс спасибо за свою историю и за свой взгляд на этот сериал.

  9. Знаете, что самое страшное сейчас? Что у нас в Беларуси в 2019 году обещают открытие атомки и спокойно этому радуются все чиновники, а народ в страхе и оцепенении! Человек ничему(!) не учится! эта катастрофа, за которую мы до сих пор расплачиваемся непонятными заболеваниями и растущими показателями онкологии (что говорить, что только в моей семье за последние 4 года пришлось 3 заболевания и мы до сих пор с ними боремся), это всё последствия, через поколения. Страшно, что этот случай породил такие последствия, что глядя на опыт наших предшественников, мы должны всеми правдами и неправдами избежать повтора, защитить людей от необратимого ужаса, но нет! Кому нужна будет эта энергия, когда уже вокруг все отказываются от атомных и переходят на естественные станции. Бок о бок живут те, кто до сих пор помнит этот страх, кто при малейших неполадках на заводе азотном в другом городе звонит своим детям и просит срочно бежать домой и закрыть все окна! И живут те, кто пиздит материалы со стройки этой станции, душит себя спиртом, или строит внуку третью квартиру, Нахера! Если это всё скоро станет ненужно, а ты сидишь и трясёшься, что не успеешь уехать ни ты, ни твои родители хоть на тот же «запад загнивающий», лишь бы избежать вот это всё.
    И даже выйти на митинг, который у нас подавляют сразу и жизнь твоя уже омрачена статьёй за терор или оппозицию. Выйди хоть к самому президенту, толку ноль. Соседние страны говорят, что «мы с вами дел не имеем, ребята», но всем плевать. Работая в школе, я понимаю, что будущее в ТАКОЙ жопе, не будет уже настолько талантливых биоинжинеров, учёных, таких бравых и самоотверженных людей, не заостряют на этом внимание ни в школе, ни дома. А покажи я это детям, заговори с ними хоть о чём-то более серьёзном и действительно важном… Какой-нибудь **издюк делится об этом дома и меня увольняют по статье.
    Сердце разрывается от безразличия и беспомощности…
    Спасибо за подробное описание картины и своего личного опыта, этим стоит больше делиться, создавать условия, чтобы интерес к подобным проблемам рос и закладывались верные выводы и желание НЕ навредить!

  10. Макс,спасибо за ревью)
    Я очень с тобой согласна,что интерес который вызвал сериал к Чернобылю,наверное,самое главное.
    Можно я тоже расскажу историю?
    Во время просмотра я вспомнила уроки обж в лицее.Наш обжшник был своеобразный,пожилой мужчина с палочкой,который постоянно орал,подъёбывал нас и все в таком духе.Помню как он говорил про аварию: «Это все троечники виноваты!это все потому что в руководстве сидят троечники!».Короче он вызывал во мне страх и ужас.Мы сдавали зачёт по этой теме и я судорожно зубрила строение атомного реактора и все о лучевой болезни,боясь получить 2 и пойти на пересдачу к нему в подвал(почему то в подвале у него был кабинет).Зачет я сдала и забыла всю эту тему как страшный сон,не задумываясь в целом об истории.Да,безусловно,знание строение реактора и как протекает лучевая болезнь важно(для определенных профессий),но и знание истории,знание о героях ликвидаторов,о человеческих судьбах,о поиске правды тоже важно.И за это спасибо сериалу и за дальнейший интерес.

  11. Наташа, как раз пару часов наткнулась на статью в русском Esquire про то, что самое худшее в Чернобыльской аварии — отказ мира от использования АЭС. Настолько воняет заказником, что пиздец. И рака не вызывает от такого количества выбросов, и на беременных не повлияло, и вообще, мало ли от чего рак, не от ЧАЭС точно. Фу, блядь.
    А что в Белоруссии такая сложная жизнь, не знала.

  12. Очень тяжело было смотреть 5 серию особенно, давно такого не испытывал…

  13. Ну вот, походу на Рашку и надеется страна, что им пригодимся, но это такой шаткий вопрос..
    Тяжело, когда начинает касаться тебя или твоей семьи, тяжело, когда начинаешь задумываться глобально о проблеме. А кто не думает, намеренно или потому что не понимает, тем норм)

  14. Про Чернобыль знала многое, но тоже не из школьной программы. Примерно год назад подсела на блогеров-сталкеров, ходивших по заброшкам, и для многих излюбленное место г.Припять. На той волне пересмотрела кучу документалок, от которых, уже, кровь в жилах стынет. Поэтому мне так трудно сейчас взяться за сериал, потому я знаю наперед, что будет происходить. А ревью ещё больше жути нагоняет, потому, что если Шишкину страшно, то что уж говорить обо мне, которая ужасы стороной обходит. Но я это сделаю. Решусь и посмотрю.

  15. Интересовался Чернобыле, когда это ещё не было хайпом. Что было и что сейчас стало, про молодых сталкеров которые там снимают, про марадёров, про заражённый метал с реактора и технику которые до сих пор вывозят и продают по всему миру тоннами, и про политику строительства склада ядерных отходов для всего мира. Смотрел это всё кусками, не было ни какого чувства ужаса, страха, присутствия, просто интерес. Дождался выхода пятой серии и залпом проглотил эту историю. Настолько сильным было напряжение на протяжении всего сериала, потели ладони, от жути иногда даже потряхивало, постоянно ставил себя на место каждого персонажа. В начале, даже кричал чтобы не ходили туда, не смотрели на реактор, чтобы не трогали графит и вообще чтобы с моста ушли. Как потребитель скажу, качественная картина. Если бы этот сериал сняли русские, я бы его не смотрел.
    Про отношение к СССР, я там не жил и знаю только со слов, книг, фильмов или каких нибудь роликов из ютубчика, поэтому я не могу топить за за/против советов, и тут напрашивается «но», но СССР сущевовал с 1922-1991 и были разные правители, разная политика, и люди жили по разному. Не изменно только то, что был коммунизм основанный на труду и равенстве(такого конечно же не было) и люди делали всё для людей, для себя. Раньше это было знаком качества, была хоть какая то культура и цивилизация, было все своё, даже мусор перерабатывали (даже с детства помню, как мы макулатуру собирали). Живя в это время, СССР мне кажется серым, квадратными и пресным. Некоторые говорят, что именно Чернобыль стал звонком к распаду СССР из-за несовершенства системы. То что мы сейчас видим за окном — двигатель, который больше не работает. Я не за и не против, потому что я там не жил.

  16. Самое удивительное в этом, что сериал, судя по рейтингами на IMDb, зашёл не только на территории бывшего СССР, но и был понят во всем мире. Вот это действительно круто!

  17. Как всегда, хорошее ревью. Открыла этот сайт для себя недавно, осторожно читаю ревью, ибо да мнение переменчиво, а остаться равнодушным после ревью Макса очень сложно. Сперва посмотрела сериал с мамой, и после еще обсуждали. Живем в Казахстане и родители своими глазами видели как это жить во времена совок. На счет разных мнении. ДА! Еще раз ДА! Даже они до сих пор не могут разобраться как относиться к тем временам. Мать говорит обучение возможно было хорошее, но постоянный дефицит… Отец же просто чертыхнулся.

    Прекрасно, что сейчас все обращают внимание на это событие. Как человек тоже не интересующийся историей союза, после сериала и ревью захотела перерыть статьи и учебники.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here