ГИПНО-ФИЛЬМЫ ИЛИ КАК Я ПОЛЮБИЛ КАРТИНКУ. Часть 1

ГИПНО-ФИЛЬМЫ ИЛИ КАК Я ПОЛЮБИЛ КАРТИНКУ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

Этот текст был написан в январе 2015 года на моем первом блоге, который давно удален. Тогда я только начал пытаться осмысленно писать о кино и искал свой стиль подачи. Сейчас текст выглядит слишком незрелым и с попыткой казаться умнее, чем я был. Однако, спустя три года мнений о рекомендуемых работах я не поменял, а “Заводной Апельсин” так и не был отсмотрен. Решил оставить текст в том виде, в котором он был размещен на старом сайте. Вторую часть “Гипно-Фильмов” я буду готовить летом. Берегите глаза при прочтении, от претенциозности они могут начать кровоточить.

 

Вступление

Почему многие (не все, уточню) любители кино при достижении какой-то символической цифры отсмотренных картин рано или поздно начинают поглощать «кино не для всех»? Что это? Чувство, что тебе приелись легкие и нужны «наркотики» потяжелее? Или, может, это духовный рост? Появление вкуса? Тяга к познаниям и изучения вопроса на более глубоких уровнях? Или, может, это обычная показуха и способ возвыситься в собственных глазах над «простолюдинами»? Или, может, это чистой воды подсознательный снобизм?

Сноб — человек, претендующий на высокую интеллектуальность, изысканный вкус или авторитетность в какой-то области, и при этом надменно относящейся к тем, кто, по его мнению, лишён этих достоинств. (с) Википедия

драйв (2011) кадр из фильма
«Драйв» (Drive, 2011). Режиссер: Николас Виндинг Рефн

 

Как я полюбил картинку больше сюжета

Несколько лет назад я начал замечать, что мне мало одних лишь сериалов, культовых фильмов (Скорсезе, Де Пальма, Кополла, Скотт, Верхувен, и прочие старички) и студийных проектов в кинотеатрах. Я посмотрел «Драйв» Рефна и осознал, что часть авторского кинематографа мне не знакома на практике. А ведь фильм режиссера-датчанина с Гослингом (красавчик Райан к тому моменту имел лишь условную популярность в кругу киноманов) затронул эмоции, которые во мне давно не вызывало кино — ощущение нового и личного.

Потом я подсел на корейские триллеры, после которых понял, что так смачно жестокость не снимает в мире никто. Потихоньку начал приобщаться к авторскому кино (да, конечно, я смотрел подобные фильмы и раньше, но не так целенаправленно, как нынче). Наконец созрел для Кубрика, для Фон Триера (хотя фамилия Ларса до сих пор у меня является синонимом слова «позерство»), Виндинг Рефна, Вонга Кар-Вая и других фильмов, которые ранее я бы не высидел и «вышел из зала» по причине отсутствия динамики или слишком неявных смыслов. Хотя Линча я до сих пор не люблю. Уважаю его как творца, но его подача материала мне до сих пор отвратительна. Чисто вкусовое. Или «не дорос». Через год-другой проверю…

транс (2013) кадры из фильма
«Транс» (Trance, 2013). Режиссер: Дэнни Бойл

Потом в 2013 я посмотрел «Транс» Дэнни Бойла, который открыл для меня эстетическую составляющую освещения и смешивания цветов в кадре, на которых я прежде не акцентировал внимания. С тех пор я безумно влюблен в подобного рода визуальщину. И особенно в красные цвета! Еще красного! Еще блять!

Затем вышел «Only God Forgives», ожидание которого было почти невыносимым. И тут я впервые столкнулся именно с тем, к чему пришел сейчас — удовольствие от «гипно-фильмов»: форма доминирующая над содержанием. Истории в таких фильмах часто условны, а упор ставится на символизм и визуальное “надрачивание”. Режиссер вкладывает смысл в ракурс или освещение, а не в диалог или поворот сюжета. Подобные приемы крайне губительны для проката — в кинотеатрах такое попросту не оценят, поэтому «гипно-фильмы» не самый популярный жанр в массовом кино. Даже работы Стэнли Кубрика («Сияние», «Космическая Одиссея») не каждый зритель высидит, невзирая на всю известность и легендарность этого режиссера.

только бог простит (2013) кадры из фильма
«Только Бог Простит» (OnlyGodForgives, 2013). Режиссер: Николас Виндинг Рефн

Кстати о Кубрике. Товарищ возвел панорамные съемки и симметрию в ранг авторской фишки, которая вдохновляет огромное количество режиссеров до сих пор. Далеко ходить не надо — и Виндинг Рефн, и Уэс Андерсен («Отель Гранд Будапешт» — настоящая ода такому приему), да и вообще большая часть фильмов, о которых пойдет речь, довольно часто «грешат» этим приемом.

За 2014 год я задался целью углубиться в авторское кино сильнее, и, если откинув все драмы, триллеры и комедии, акцентируя внимание лишь на «визуальных шедеврах», я решил составить список отсмотренного.

 

Утопия

утопия кадры из сериала
«Утопия» (Utopia, 2013-2014)

Начну, пожалуй, с самого любопытного «экземпляра». Британский сериал «Утопия». Начинается он весьма сюрреалистично. Так он медленно, но верно он погружает в атмосферу безумия и правительственных заговоров.

В отличие от других британских сериалов, помимо прекрасных диалогов, черного юмора, жестокости и ярких персонажей, в нем присутствует исключительно вылизанная картинка. Помимо красиво выстроенных кадров сериал берет ядовито-яркими цветами, контрастами между ними, приправленным точно таким же саундтреком. Я определенно рекомендую его всем подряд, потому что в отличие от дальнейшего списка в нем не так сложно разобраться по ходу сюжета.

В конце сезонов (их всего два по шесть серий) все интриги раскрываются и вопросов «что это только что бллять было» не остается. Фотографам и колористам смотреть в приказном порядке.

 

Ганнибал

ганнибал кадры из сериала
«Ганнибал» (Hannibal, 2013-2014)

Еще один представитель «вылизанного» сериала — «Ганнибал». Если первый сезон еще старался как-то держать нотки серьезности, то второй решил себе ни в чем не отказывать, превратившись в настоящий спектакль. Действие стало больше походить на очень затянувшийся клип со вставками диалогов, но что самое удивительное — это лишь пошло сериалу на пользу. Если «Утопия» брала цветокоррекцией и натурными съемками, то «Ганнибал» наоборот — заставляет ваши органы чувств биться к экстазе от глянцевитости картинки. Сцены преступлений, готовка человечины, галлюны главного героя — все снято так смачно и стильно, будто ты смотришь рекламу дорогих часов или мужского одеколона. Если вас не пугают кровушка и расчлененка (хотя даже она тут выглядит максимально красиво), вам определенно понравится “Ганнибал”, как минимум, с эстетической точки зрения. Про богоподобного Мадса Миккельсена я умолчу.

 

Немного Кубрика

2001: Космическая Одиссея кадр из фильма
Сверху: 2001: A Space Odyssey (1968). Снизу: The Shining (1980). Режиссер: Стэнли Кубрик

Двигаемся дальше. Еще разок про Кубрика и его любовь к симметрии и красному цвету. После всего что я посмотрел для меня было настоящим сюрпризом узнать, что это все уже было в 60-80-х. «Сияние» вообще выглядит совсем вне времени, такое ощущение, что жанр фильмов ужасов не то, чтобы шагнул вперед — он почти не развивался с тех пор. Монтаж, саундтрек, атмосфера — все настолько выглядит современно, что диву даешься.

Если же обратить внимание на прекрасную съемку и демонического Джека Николсона, так вообще отпадают все вопросы, почему критики до сих пор боготворят «Сияние» и называют лучшим фильм ужасов из когда-либо снятых.

Однако, еще есть «2001: Космическая Одиссея«! Помимо нереально крутых спецэффектов, которым даже скидку не надо делать для 1968 года, фильм до посинения жуткий, красивый и гипнотический. Если уж и нужно что-то советовать начинающим киногурманам, то определенно приобщаться к великому и прекрасному. Лично я посмотрел «Сияние» несколько лет назад, а «Одиссею» и вовсе этой осенью (осень 2014, прим. автора). Хорошо, что оттягивал эти моменты, так как в более раннем возрасте вообще бы ничерта не оценил.

Со всей ответственностью заявляю, что «Заводной апельсин» я по-прежнему не смотрел, так как считаю, что не дорос. Это как с книгами — не все великие произведения можно оценить в юности (небольшой камень в огород системы образования).

 

Странный цвет слез твоего тела

«Странный цвет слез твоего тела» (2013). Режиссеры: Элен Катте, Брюно Форзани

Далее мне хотелось бы упомянуть об одном из самых необычных фильмов, что мне доводилось смотреть. Его название сразу намекает на причастность к жанру джалло — итальянский хоррор с определенными характерыми элементами — «Странный цвет слез твоего тела». Как оказалось в итоге: фильм скорее выглядит как следующая ступень эволюции в жанре. Используя многие элементы джалло (процесс убийства показанный глазами убийцы, условная детективная линия, театральность, руки в кожаных перчатках и гипертрофированное насилие), картина режиссерского дуэта Катте-Форзани заводит нас во вселенную сюрреализма и постоянного эвфемизма.

Шикарный монтаж, отличные световые решения, потрясающая игра с ракурсами — лишь небольшой список этого полуторачасового клипа, экранизирующего чей-то ночной кошмар. Если даже вам не сильно нравятся головоломки и процесс их разгадывания, то хотя бы ради визуальщины определенно стоит посмотреть.

 

Побудь в моей шкуре

побудь в моей шкуре (2014) кадры из фильма
«Побудь в моей шкуре» (Under the Skin, 2013). Режиссер: Джонатан Глейзер

Но нельзя забывать о тех самых «гипно-фильмах», про которые я написал в самом начале. Один из главных фильмов 2014 года — «Побудь в моей шкуре», прекрасно вписывается в эту классификацию. Очень холодный, жуткий, гипнотический и молчаливый.

Помимо интересных операторских и режиссерских решений (очень многие кадры сняты скрытой камерой: диалоги в машине, сцены с прохожими) «Побудь в моей шкуре» радует видами Шотландии — как его городской части, так и природы.

В отличие от всех вышеназванных фильмов этот берет холодными цветами. Да, нашлось место и моему любимому красному, но основа тут — тьма и пустота.

Жуткий до скрежета зубами саундтрек или тотальное молчание, нарушаемое звуками морского прибоя или дикого ветра, создают атмосферу настоящего холода. Кажется еще чуть-чуть и у вас у самих пойдет пар изо рта. Затянутые кадры, мерзкий реализм, недосказанность и тотальная безысходность — не весь перечень, делающий “Побудь в моей шкуре” максимально депрессивным и отталкивающим. Кино об одиночестве.

К нему, как и ко всем «гипно-фильмам», сложно подобрать конкретную жанровую принадлежность, потому определим его как «авторская сай-фай-хоррор-драма».

По ту сторону черной радуги

«По ту сторону черной радуги» (Beyond black rainbow, 2010). Режиссер: Панос Косматос

Список был бы не оправдан, не впиши я сюда фильм Паноса Косматоса (русский зритель крайне бурно реагирует на имя этого канадца) — «По Ту Сторону Черной Радуги». Если вы хотите узнать, что такое видео-инсталляция от полнометражного кино — вы по адресу.

Самый медитативный, гипнотический и затянутый фильмы из списка, но едва ли не самый красивый. Правда, ярлык «самый красивый» тут крайне субъективен — я дикий фанат эстетики восьмидесятых, которая так плотно ворвалась в культуру за последние годы.

«По Ту Сторону Черной Радуги» — это ода любви к ретро-стилистике: от машины главного злодея до бесконечно играющей синтезаторной музыки. Единственное, что портит фильм — это события происходящие в нем, которых, по-хорошему, хватило бы двадцатиминутную короткометражку, но никак не на полуторачасовую ленту.

Под конец режиссер вдруг понимает, что не успел наиграться с ретро-стилем и врубает типичный для восьмидесятых слэшер. Да, выглядит опять же неплохо, как дань уважения ретро, однако слишком выбивается из общей картины (и не в пользу финала).

Невзирая не все явные минусы, хочется отдать должное товарищу Косматосу — смотреть его полуторачасовой клип настоящая услада для глаз, в котором уместились отсылки всем: и Кубрику, и Кену Расселу, и Кроненбергу, и даже Daft Punk. Эдакое признание своим визионерским идолам этого сумасшедшего канадца.

 

Другие ипостаси

Другие ипостаси (1980) кадры из фильма
«Другие ипостаси» (Altered States, 1980). Режиссер: Кен Рассел

Но раз упомянул про Кена Рассела, то можно быстренько открыть вам и такой хоррор из прошлого столетия как «Другие ипостаси». Почему именно его? Вышеупомянутый товарищ Панос Косматос (я обожаю это имя) очень даже неплохо процитировал Рассела в своей «Черной Радуге», позаимствовав у последнего некоторые визуальные приемы.

Фильм заинтересует любителей ловить жуткие наркотические трипы, в которых не самое последнее место занимают религиозные образы. Однако, в погоне за визуалом (весьма уникальным на тот момент) режиссер растерял весь потенциал истории, поднимающей тему мироздания через столкновение науки и религии.

В итоге мы получили неплохой мистический триллер, заполненный клипами галлюциногенного содержания и одной очень нелепой «обезьяньей» сюжеткой. Хотя трипы смотрятся отлично даже сейчас. За исключением финала, где эффекты всем своим видам кричат: «вы смотрите фильм восьмидесятых!»

 

Электрома

«Электрома» (Daft Punk’s Electroma, 2006). Режиссеры: Daft Punk

Еще один любопытный фильм, о котором хочется упомянуть. Многие из вас знают кто такие Daft Punk, но далеко не все знают о том, что в 2006 году они сняли полнометражку «Электрома» — грустная притча о двух роботах, пытающихся стать людьми. За все время в фильме не произносится ни одна реплика и действие больше напоминает огромный и ОЧЕНЬ затянутый клип, состоящий из множества песен (не из репертуара группы, к слову).

Как сказал один из участников дуэта — фильм не запланировано вышел расширенной версией видео-альбома «Human After All». В Каннах картина вызвала смешанные отзывы — от негатива до восторга. Однако, когда «Электрому» показали во французских кинотеатрах, публика тепло приняла фильм, чем способствовала продлению проката до полугода (ночные сеансы).

Я бы посоветовал этот любопытный проект исключительно фанат Daft Punk. Незаинтересованный зритель вряд ли выдержит хотя бы вступление, где главные герои почти десять минут просто едут по пустынному шоссе. И это, к слову, еще не самая затянутая сцена передвижения в «Электроме». Финал весьма эмоционален и красив, что приятно удивило.

 

Отель Гранд Будапешт

«Отель Гранд Будапешт» (The Grand Budapest Hotel, 2014). Режиссер: Уэс Андерсен

Под конец хочется написать о фильме, которому я дал второе место в своем личном списке лучших картин 2014 года. «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсена — прекрасный пример доступного для масс кино, но при этом являющимся настоящим произведением искусства. Визуально — это один из самых детально проработанных и вылизанных фильмов, которые мне доводилось смотреть. Абсолютно к каждой сцене режиссер подошел с повышенным перфекционизмом: все повороты камеры, все предметы интерьера, освещение, расстановка актеров в кадре — все проработано до мелочей. Невероятная стилизация, чудаковатые герои (как обычно у Уэса), почти сказочная подача истории, потрясающий саундтрек, прекрасные лицедеи и визуал. Все это делает «Отель Гранд Будапешт» одним из самых красивых фильмов в кинематографе.

 

Заключение

Вот и 2014 год закончился, а впереди еще много фильмов, которые необходимо посмотреть. Например, за наступивший год я планирую ознакомиться с главным визионером и сюрреалистом от мира кино — Алекхандро Ходорвски. Этот величайший режиссер до сих пор вдохновляет современных кинематографистов вроде Николаса Виндинга Рефна или Гаспара Ноэ (так и не посмотрел ведь, скотина; прим. автора).

Кстати, о последнем: если фильмы из статьи пришлись вам по вкусу, то рекомендую посмотреть его знаменитую «Необратимость» (2002) и, обязательно, «Вход В Пустоту» (2009). Также у дуэта Катте-Форзани до выхода «Странный Цвет Слез Твоего Тела» вышла «Горечь» (2009), которая полностью соответствует их фильму 2013 года по визуальной части, но менее осмысленная. Если же вам по нраву гипнотические и медитативные фильмы, то смело советую «Вальгалла: Сага о викинге» (2009) Николаса Виндинга Рефна, «Антихрист» (2009) и «Меланхолия» (2011) Ларса Фон Триера. А остальное обсудим с вами в сети или при встрече.

Макс Шишкин, 17.01.2015

13 КОММЕНТАРИИ

  1. О боже, спасибо, есть ещё много чего посмотреть, к фильмам сама отношусь неравнодушно, я конечно не как вы, но очень заинтересована в кинематографе, благодаря вам очень многое узнала и посмотрела.

    • Мне очень важно такие вещи читать. Спасибо большое 🙂

  2. Каждый раз смотря Драйв, Транс и Ганнибала,ну куда же без Уэса, получаю эстетический кайф. После этого текста надо быстрее ознакомиться с Кубриком)) От себя бы добавила еще “Молодость”.

    • На момент написания текста “Молодость” даже еще не вышла. Вторая часть статьи выйдет летом и там будет ООООЧЕНЬ много тайтлов

  3. Ансатасия

    Я начинаю потихоньку понимать,почему мне нравятся странно красивые вещиСпасибо,Максим.

  4. Only god forgives

    Оооооу на бейб,спасибо за контент.

  5. Очень крутая статья! Столько рекомендаций. Не знаю, как на счёт хорроров, но несколько работ я точно обязательно посмотрю!
    Очень неплохо пишите, спасибо за такую работу.

    • Спасибо большое)) Сейчас я пишу немного иначе, чуть погрубее, но доступнее 🙂

  6. Хороший стиль. Спасибо за рекомендации!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here