Joker (2019)

Joker / Джокер (2019)

Тяжело было поверить, что шалость удастся. Слишком хорошо все звучало еще на уровне первого анонса — обособленная история от канонов комикса, мрачнота, Скорсезевские «Таксист» и «Король Комедии» в качестве вдохновения, рейтинг R и Хоакин Феникс в главной роли. Картину ждали, затаив дыхание, а главный приз в Венеции казался чем-то совершенно нереальным. Конечно, уже позже полилось говно, мол, кино чуть ли не опасное для общества и может колыхнуть психопатов на действия. Провокационненько.

«Джокер» получился на удивление очень интимным и личным фильмом, который будто бы стесняется своей принадлежности к одному из самых популярных брендов на данный момент. Если закрыть глаза на финал, то полное отсутствие масштаба только радует глаз. Удивительное дело. Примерно того же лично я ждал от «Логана» в свое время, который скатился в говно из-за той самой принадлежности к бренду с обязательными экшен-вставками и неуместными супергеройскими замесами. Спасибо Warner Bros., что рискнули не влезать в залупу и навязывать режиссеру блокбастер-стайл, хотя имели на это все основания.

Отвечая заранее на вопрос — кто же все-таки лучший Джокер, фанаты Хита Леджера могут выдохнуть: на его лавры Хоакин Феникс даже не пытается позариться. Причиной тому, что от культового клоуна-маньяка тут только одно имя в тайтле. Возможно, это и есть та самая обязаловка перед студией — выпустить кино под брендом ДиСи. Замени Готэм Нью-Йорком, а Томаса Уэйна любым другим именем — ничего в истории не поменяется. Странно звучит, но «Джокер» ничего общего с Джокером не имеет и на это недвусмысленно намекает сам режиссер, позволил прозвучать этому имени три раза за хронометраж и все — в самом финале.

Кино снято по всем золотым стандартам строения персонажа — вы ни при каких обстоятельствах не зададитесь вопросом мотивации главного героя. Все очень подробно, прямолинейно и без торопливости. Получилась такая заправская история одного безумия. Очень грустная, очень жуткая и мрачная.

Тот случай, когда ты ловишь удовольствие от каждой проведенной минуты на киносеансе. Кино полностью сосредоточено на Артуре Флеке в роскошном исполнении Хоакина Феникса. Не могу сказать, что это прям роль всей жизни, но смело можно сказать, что никого другого здесь не представляешь. Настоятельно рекомендую смотреть кино на английском, чтобы целиком прочувствовать все, что вложил актер в своего персонажа.

При этом, несмотря на все восторги — «Джокер» не ощущается фильмом бессмертным. Местами ловишь себя на мысли, что где-то можно было помрачнее, а где-то не так прямолинейно. Первая половина и вовсе захламлена пошлыми манипуляциями, чтобы зритель ЖАЛЕЛ главного героя. На одной только сцене с карточкой в автобусе хочется рыдать и простить главному герою любые злодеяния. Режиссер практически оправдывает любые действия протагониста, а в этом и есть главная проблема фильма: он очень односторонний. Все в мире «Джокера» ублюдки и плохо поступают с Артуром, потому в тот момент, когда он слетает с катушек — тебе не жалко абсолютно никого.

Есть ощущение, что виной всему не только студийная фишка делать кино доступным, но и неопытность самого Филлипса как драматурга. Опираясь все на того же «Таксиста»: Скорсезе не романтизировал Трэвиса Бикла, явно показывая, что герой Роберта Де Ниро — плохой парень. Тодд Филлипс всеми силами оправдывает действия Артура, что в корне неправильный подход к такому сложному персонажу. Когда режиссер не дает зрителю выбор — сопереживать или осуждать — кино становится однобоким. Кино не дает нам и шанса осудить Артура — весь хронометраж мы сидим на игле жалости и сопереживания.

Опираясь на пример все того же Скорсезе — старик всегда умудрялся снимать кино об очень плохих людях, которые импонировали зрителям в силу хорошо показанной мотивации. В «Джокере» же ты болеешь за героя, потому что он очень несчастный, а все вокруг — пидорасы. Вроде бы ничего страшного, но до уровня действительно серьезной драмы картина не сказать, что дотягивает. Главным же встает вопрос — делать скидку, потому что снято по мотивам комиксов или требовать серьезного уровня, ибо авторы замахнулись на нечто большее? Тут уже каждый сам пусть для себя решает.

«Джокер» — это отличный пример того, что мрачные драмы про маленьких людей способны заманивать в кинотеатры толпы зрителей только в том случае, если он является частью разрекламированного бренда. Очень приятно наблюдать за тем, как Хоакин Феникс из проекта в проект выдает монументальный уровень мастерства и удачно выбирает проекты, в отличии от многих коллег по цеху. Взять в пример тот же «Тебя Никогда Здесь Не Было», который на несколько голов интимнее и тоньше «Джокера», хоть и менее массовый.

«Джокер» понравится всем, кто ждет мрачное, личное и трагичное кино и не понравится тем, кто пойдет за студийным развлекаловом. Вряд ли эта картина способна менять судьбы и застрянет в сердцах опытных киноманов, но то, что это один из самых красивых и погружающих в себя фильмов последнего времени — факт. Не главное кино 2019 года, но в список лучших входит наверняка. Во всяком случае — фильм подпустит вас так близко к Артуру Флеку, что вы на время просмотра очутитесь в чужой шкуре и точно забудете обо всем остальном на свете. От хорошего кино, кажется, большего и не ждут.

13 КОММЕНТАРИИ

  1. Читаю ревьшки и возвращаюсь к чувствам, что испытывал во время фильма. Клево, спасибо

  2. Главный герой как обиженный всеми подросток пришедший в школу с пистолетом.

  3. Осторожно зашел почитать ревью, так как были смешанные чувство после просмотра. В фильме вроде все хорошо, чисто по лекалам, не оставляет повода в чем-то усомниться, и не было чувства что это особенный фильм. В голове крутились похожие мысли. Трейлер был слишком хорош. Я как будто смотрел ремейк Таксиста, да и Де Ниро маячит как будто он Король комедии (1982).

  4. Чем больше времени проходит после просмотра, тем больше понимаю на сколько же это крутой фильм. Я столько раз ловил себя на мысли что у меня мурашки по коже, наверно ни разу такого не было. Музыка в фильме идеальна по моему.

  5. Спасибо за ревью, пересмотрел некоторые моменты. Действительно режиссер будто не дает зрителю выбора. Есть пища для размышлений.

  6. Фух, хорошо, что ревью не дает оценку фильму 10 из 10 ибо ее тут нет. Фильм по каким-то невиданным причинам успели переоценить.

    Феникс с поставленной задачей справился, картинка, атмосфера и прочие детали на привычном для Голливуда уровне.

    Левая (подростковая) идея тут подана под соусом «кино не для малолетних дебилов», с чего такие восторги не до конца понимаю.

    7 (в лучшем случае) из 10

  7. Какая-то чересчур клиповая манера режиссёра.
    Никакого развития, тем более мурашек не заметил. Просто хорошее кино.

    • Тодд Филлипс в клиповой стилистике все свои работы и снимает, тут странная претензия

  8. Не являясь фанатом комиксов и каких-либо экшен фильмов, хочу поделиться мнением об этой картине. Специально посмотрела и только потом зашла сюда к тебе, Макс, чтобы почитать ревьюшечку. Фильм не зашел, наверно, потому, что когда смотрела на Артура ни капельки не сопереживала ему. Смотришь, когда Артур убивает людей, родную мать, абсолютно, похуй. Ни его, ни их не жалко. Все показано без драмы.
    Но то, что этот фильм жестокий, тут нельзя не согласиться. Особенно зрители с России поймут этот фильм больше, чем какой-то другой зритель. Ведь похвалить Россию за ее политический строй в стране, увы, невозможно. Я смотрела и представляла, будто это все происходит в нашей стране и дальнейший расклад событий прокрутила уже на перед, что и как будет, какими будут последствия ввиду этой волны в обществе.
    И, я так думаю, всех заставила задуматься громкая цитата, встречающаяся в фильме неоднократно, говорящая о смысле жизни и смерти.

  9. Двоякие ощущения от фильма, с одной стороны да хорошая драма, да фильм сделал своё дело сопереживала главному герою, но с другой стороны мурашек и слово шедевр, как то не могу могу приписать данному произведению.

  10. Спасибо за ревью, Макс, читаю тебя всегда с огромными удовольствием и слежу за твоим творчеством! Вчера сходили с женой на Джокера, ожидаемо остались довольны. Но мне не показалось, что режиссер не даёт зрителю выбора, жалеть или не жалеть героя. Во всяком случае (внимание спойлер) эпизод с матерью в больнице нельзя трактовать как правоту ГГ, ведь мы однозначно не знаем, действительно ли она обманывала его, или их действительно подставил Уэйн. Короче, я хочу сказать, что может быть, у Филлипса и не так хорошо, как у Скорсезе в Таксисте, получилось честно показать, что его герой — плохой парень, но по моему он пытался.
    Но это все не отменяет того факта, что фильм классный, а Хоакин мать его Феникс охеренен.

    • Это зритель то должен жалеть мамашу, которая ему травму головы нанесла в детстве и приковывала цепями к батарее? Серьезно?)
      В фильме нет ни одного убийства, за который можно было бы осудить героя. Чисто для примера — убей он соседку, маму маленького ребенка — вот тогда бы зрители разделились на несколько лагерей. А так…

  11. Я может быть приписываю сценарию бОльшую глубину, чем есть на самом деле, но мне подумалось, что нам так явно и не сказали, сфабриковано дело его матери в психушке, или нет. Я лишь говорю как есть — у меня не возникло желание оправдывать поступки главного героя. У меня были похожие чувства в брейкин бэд. Ты весь фильм наблюдаешь как герой скатывается в бездну. Только там это был осознанный выбор, а здесь — давление внешних обстоятельств, которые тут безусловно страшные. Но результат тот же

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here