КОТЕЛ ИДЕЙ: Схожие Идеи В Фильмах

КОТЕЛ С ИДЕЯМИ:
Схожие Идеи В Фильмах

Обожаю, когда режиссеры цитируют в своих фильмах знаменитые (или не очень) картины. Однако, один из самых примечательных случаев цитирования произошел с Тарсемом Сингхом.
В 2000 году он выпустил свой первый визуальный шедевр «Клетка» с Дженнифер Лопез. В одной из сцен герой Винса Вона просыпается около трех девушек, символизирующих жертв маньяка. Это прямая цитата картины «Dawn» (1989) Одда Нердрума. Тарсем Сингх увидел ее в личной коллекции Дэвида Боуи и уже тогда решил ее экранизировать.
Уникальность случая в том, что в тот же год (в 1999м, когда снималась «Клетка») — картину Нердрума «воссоздал» культовый фешн-фотограф Стивен Мейзел, назвав работу «Апокалипсис».

«Dawn» (1989), by Odd Nerdrum
«The Cell» (2000), by Tarsem Singh

С творческой точки зрения это очень примечательный случай, так как все чаще стал слышать про некий «котел идей», из которого черпают вдохновение все творческие люди планеты. Далеко не первый раз отмечаю, как в кино, клипах или рекламах используются одни и те же приемы, визуальные образы или креативные решения. Казалось бы — впору бить треовгу о плагиате, но достаточно часто подобное можно встретить в работах, которые создавались в один и тот же момент. Чего ходить далеко, сам часто задумываю что-то «гениальноее», а потом спустя месяцы вижу это в чужих работах. Потому, случай с «Клеткой» Сингха и «Апокалипсисом» Мейзела — как демонстрация таких творческих «совпадений» на мировой арене.

«The Apocalypse» (1999), by Steven Meisel

Из совсем колхозных примеров — третий акт недавнего «Черного Феникса» полностью пересняли и перенесли действие финального замеса в поезд. Изначально это была битва в космосе, которая один в один была похожа на концовку «Капитана Марвел». Сценарии к фильмам писались примерно в одно время. Вот вам и «котел идей».

Вот вам еще пример. Сценарий к «Матрице» (1999) писался в районе 1996-1997 годов. Примерно в это же время был запущен в препродакшен «Блэйд» (1998) с Уэсли Снайпсом. То есть, формально, авторы черпали вдохновение с одного «потока». Потому что, как еще объяснить появление буллет-тайма в одной из самых первых экранизаций Марвел до того, как это стало мейнстримом благодаря «Тринити, хэлп!» на крыше небоскреба?

Конечно, само изображение летящих пуль имели место быть в кино и до «Блэйда» с «Матрицей». В фильме «Тень» (1994) с Алеком Болдуином вообще присутствовала сцена перестрелки главного героя с… кхм… Чингис Ханом. Тогда их пули столкнулись друг с другом словно молнии из палочек Вальдемара и Гарри Поттера . В детстве это было поистине эпичным и стильным моментом. Сейчас смотрится почти комедийно.

Безусловно, вылетающие из пистолета пули были в кино и раньше — первая такая сценабыла замечена в комедии «Зотц!» (1962). Но чтобы в один и тот же момент была придумана сцена уворота от пуль в режиме буллет-тайм? При том, что это стало не просто трендом — это превратилось в один из самых распространенных визуальных приемов поп-культуры: от игр до музыкальных клипов. Как же тут не поверить в силу вездесущего Котла Идей?

Zotz! (1962)

К слову, в 1999 году помимо «Матрицы» медленно летящая пуля так же была идеально прорисована в клипе «Freak on a Leash» группы Korn. Клип вышел 5 февраля, а фильм братьев Вачовски — в конце марта. Конечно, создатели «Freak on a Leash» могли подглядеть этот прием в трейлере «Матрицы» (вышедший за полгода до проката), но что-то мне подсказывает, что в конце девяностых индустрия работала немного иначе. Если честно, прошло двадцать лет, а это до сих пор одна из лучших визуализаций полета пули, что когда-либо было создано.

Самое забавное, что такие одновременные «гениальные» идеи возникали всегда и везде. Люди рисуют в одном жанре картины по всему миру, не сговариваясь по интернету (в средние века со связью точно проблемы были). На Западе считают, что радио изобрел Гульельмо Маркони, а не какой-то там Александр Степанович Попов (кстати, мы с ним из одного городишки). Юмор в том, что эти двое запатентовали свое изобретение в один момент. Однако, если капнуть глубже — к созданию радио подходили еще раньше и другие ученые, просто не доводя все до ума.

Окей, мы же про кино говорим? Вы в курсе, что братья Люмьер не первопроходцы в создании кинематографа? До них «Проекционный кинетоскоп» изобрел Леон Були в 1892, который впоследствии проебал права на патент, а французы уже позже (в 1895 году) создали идентичный агрегат и запустили это дело в обиход. Сам же первый Кинетоскоп вообще был изобретен Томасом Эдисоном, просто товарищ не додумался сделать из этого коммерцию. Братья Люмьер же наоборот — быстренько сообразили, что можно на этом поднять деньжат и запустили первые киносеансы в истории. Оттуда, собственно и берет свой старт официальное рождение кинематографа.

Луи и Огюст Люмьер

Вам нужны еще примеры одновременных научных открытий? В 1840 году в Англии (Уоррен Де Ла Рю) и в России (Александр Милошенко) два разных ученых первыми шагнули в сторону изобретения лампочек. Чуть позже к этому пришел американец Джон Старр. Спустя десять лет — немец. И только спустя двадцать лет Эдисон совершает прорыв.

Томас Эдисон

Касаемо фильмов. В конце девяностых одновременно запустились три картины, равномерно напиздив в Америке офисных планктонов: тогда люди стали пачками увольняться с работы. Это сделали «Бойцовский Клуб», «Красота По-Американски» и «Офисное Пространство», вышедшие в 1999 году.
Во всех трех фильмах главный герой слетает с катушек, увольняется и ебет свое начальство, как только может. Видимо, именно так создаются тренды? Несколько авторов ныряют в Котел Идей и достают оттуда то, что необходимо людям в данный отрезок времени. Если так подумать, то и «Матрица» про то, как мистер Андерсен по прозвищу Нео сидел у себя спокойно в офисе, а потом после звонка Морфеуса решил «уволиться» и пойти бунтовать.

Конечно, можно сюда приплести и Фильмы-Двойники, которые внезапно появляются в прокате в один и тот же год. Ведь даже если проекты были задуманы в разное время — кому-то же пришло в голову выпустить их здесь и сейчас. Далеко ходить не надо: в 1998 году«Армагеддон» и «Столкновение с бездной» многие воспринимали за один фильм. Анимационные «Жизнь Жуков» и «Муравей Антц» в 1998 году. «Секс по дружбе» с Милой Кунис и Тимберлейком и «Больше Чем Секс» с Натали Портман и Эштоном Кутчером в 2011 году. «Штурм Белого Дома» с Ченнингом Татумом и «Падение Олимпа» с Джерардом Батлером в 2013 году. Таких примеров на самом очень и очень много, можете посмотреть в моей Кинолекции по этой ссылке (на 28й минуте).

Из еще ярких примеров вспоминается год, когда в производство были запущенны «Рэйд» и «Дредд», в которых была идентичная концепция. Огромное здание полное преступников, путь на верхний этаж к главному злодею и главный герой, который проходит уровень за уровнем, сметая на своем пути толпы врагов. «Рэйд» снимали в Индонезии, а «Дредда» в Кейптауне (ЮАР). Хоть и азиатский боевик вышел в разы раньше — сценарий к обоим создавался в один момент.

Если истории про схожие идеи и фишки в фильмах еще как-то можно списать на уникальные совпадения, то факты научных открытий, которые появлялись в головах абсолютно разных людей на разных континентах — это уже дерьмо посерьезнее. Сам лично постоянно попадаю в ситуации, когда в прокат выходило кино с идеями, которые приходили в голову за несколько лет до. Если раньше я воспринимал это как насмешку Вселенной, то теперь уже наверняка знаю, что у этого есть более романтизированное и духовное объяснение. Настраивайтесь на нужную волну, цепляйте оттуда вдохновение и не тяните с ее реализациями, ибо есть вероятность, что не только вы черпнули из Котла Идей нечто «уникальное» и «гениальное».

ПОДЕЛИТЬСЯ

3 КОММЕНТАРИИ

  1. У нас в универе так не читают лекции Существует 36 базовых сюжетов, воспользовавшись ими ,при своей «гениальности», можно написать — свой уникальный сценарий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here