КАК РАБОТАЕТ РАСКАДРОВКА? Разбор От Режиссера Тизера «Майор Гром: Чумной Доктор»

КАК РАБОТАЕТ РАСКАДРОВКА?
Разбор От Режиссера Тизера «Майор Гром: Чумной Доктор»

Повезло перед пандемией лично познакомиться с Владимиром Бесединым ( @vovabesedin ) — тем самым сумасшедшим энтузиастом, что срежиссировал короткометражку «Майор Гром» (ссылка) про ограбление (если вы впервые слышите — я настаиваю) и тизер «Майор Гром: Чумной Доктор». Вова решил поделиться разбором раскадровки к тизеру и вообще рассказать о том, как-для-чего-зачем делаются раскадровки, о своем режиссерском подходе, про творческий процесс, о деталях препродакшна. И не забудьте забежать к нему в инстаграм, он там сейчас активно рассказывает про кухню съемок

Игра «Найди 10 отличий»! Большой пост про раскадровку. Зумьте картинки, чтобы сравнить нарисованные и снятые кадры. А ниже я расскажу, нужна ли вообще раскадровка. Спойлер! Нужна!

Арсений Кан (оператор) и Владимир Беседин (режиссер)

У каждого режиссера свой подход. Здесь о моем. Я жить не могу без моих корешей из банды пре-продакшна: раскадровки, репетиции, тесты, прешуты! Вероятно, я не открою Америку, сказав, как важен пре-продакшн. Но, черт, знать о том, как это важно и реально организовать детальную подготовку, увы, не одно и то же. Всегда будет куча факторов, которые подтолкнут вас не продумывать мелочи, а бежать и снимать. Призываю сопротивляться искушению побыстрее отлупить и уже на посте разбираться. Обстоятельно продумывайте съемку своих проектов.

В наших реалиях, даже когда вы очень амбициозны, 75% всех усилий уходит только на то, чтобы достигнуть пола голливудского уровня, просто базовых параметров. Тут вы еще не красавчики, вы просто норм. А еще 25% — это уже талант, сверхусилия, упорство, неуемное желание сделать круче всех — те качества, которые уже могут позволить вам оказаться на уровне с лучшими. Уверен, что эти решающие 25% во многом выражены именно в тщательной подготовке к съемке проекта. И тут надо стараться изо всех сил — действовать вопреки обстоятельствам ради достижения своей цели. Зрители не знают внутренней кухни, ваших проблем, они видят финальный продукт, так что забудьте об оправданиях и покажите все, на что вы способны!

Для кого-то раскадровка — это просто ориентир. Для меня — прямое руководство к действию. 99% всех моих проектов были сняты практически кадр в кадр, как они нарисованы. Дело не в том, что у меня плохая фантазия и я не могу импровизировать на площадке.

На съемках тизера «Майор Гром: Чумной Доктор»

Внимание, сейчас из меня посыплется песок: лучшая импровизация — это подготовленная импровизация. Правда. Я не люблю гадать на площадке. Для меня история начинает складываться на бумаге. Я придумываю, как выстроить сцену, на чем сделать акцент, как это снять, четко понимаю, чего я хочу и почему это должно быть снято так, а не иначе.

Делайте первые каляки-маляки сами или чирикайте с оператором, прикидывайте разные варианты. Карандаш и бумага не стоят ничего, в сравнении с факапами, которые ждут вас на площадке, если вы будете тратить время на ориентацию на месте, вместо того, чтобы ворваться и «вдарить рок в этой дыре» — Джек Блэк, «Школа рока». Кайфуйте, заклинаю!

Какими бы уродливыми вам ни казались ваши почеркушки, на этом этапе главное, чтобы вы и оператор понимали эти «огурцы». Второму режиссеру такие зарисовки тоже очень помогут. Он сможет составить план съемок уже не навскидку, а более-менее точно. Опираясь на ваши конкретные идеи и решения, он сможет оценить время, необходимое на их съемку. Примеры раскадровки, сделанной с оператором ( @arseniy.kan ) смотрите ниже.

Скорей всего ваши первые картинки для большинства людей будут выглядеть как тест Роршаха. Очевидные для вас вещи могут быть интерпретированы людьми очень по-разному. Представьте, вы увлеченно рассказываете свою историю, показываете картинки, в вашей голове там все уже вау! И тут POV собеседника — он будто смотрит «Апокалипто» Мэла Гибсона без субтитров и ни хрена не понимает, что вы там на юкатекском языке говорите! Только у вас в голове это все красиво и классно. Дайте кайфануть всем! Переходим к следующему этапу — работе с художником-раскадровщиком.

Раскадровщик поможет вам наиболее точно выразить все, что вы хотите от финального кадра, и переведет вашу абракадабру на понятный всем язык. Художник поможет отобразить нужную композицию, задать динамику движения героев, показать, как двигается камера, сделать так, чтобы было понятно, что в одном кадре будет происходить несколько действий.

Идеальный вариант для работы с художником, когда утвержден объект и вы можете раскадроваться именно в том пространстве, где планируете снимать. Если в него есть доступ, вы даже можете прийти и снять прешут. Но если объекта еще нет, работайте внутри придуманного вами оптимального для написанной сцены пространства.

Для превизуализации сложнопостановочных сцен чаще всего делается аниматик. Это простейшая графика, но в таком превизе можно учесть объектив, задать правильное фокусное расстояние, понять длительность шота. Этот файл может лечь в черновой монтаж и греть вам душу, пока вы не снимете задуманное! Рисовать пролет камеры под двумя машинами было бы не так информативно. Чтобы поставить четкое ТЗ по технической реализации этого шота был необходим аниматик.

Если ваша сцена не связана со сложными техническими решениями, то лонг шот можно показать и в раскадровке. У художника есть масса приемов показать последовательность действий в одном кадре или разбить их на цепочку кадров. Пример можно посмотреть ниже, где мальчик приходит домой. Раскадрован один длинный шот, где синхронизированы действия героев и камеры, установленной на кран.

Сегодня я рассказал про раскадровку на примере тизера х/ф «Майор Гром: Чумной Доктор». Ее мы рисовали вместе с художником Алиной Ерофеевой ( @meissdes ). Это не исчерпывающий материал. Если тема окажется востребованной, я и дальше буду показывать примеры задач, которые решает раскадровка, и вы снова сможете сравнить рисунки и снятые кадры. А также узнать про другие не менее важные этапы подготовки! Пропаганда оголтелого пре-продакшна!

Обязательно посмотрите наш жирный making of ролика. Там куча всего. В частности с 3:20 по 4:05 и с 8:38 по 9:00 про наш фирменный пролет под тачками. С 10:48 про создание санудтрека.

Жду ваших комментариев! Интересно? О чем еще рассказать? Спасибо!

Автор: Владимир Беседин

ПОДЕЛИТЬСЯ

11 КОММЕНТАРИИ

  1. Охуенно! Спасибо за материал! Прочитал на одном дыхании, оч интересно

  2. Йоооу, я только пару дней назад по заданию в универе пытался сделать раскадровку однокадровой сцены и не нашел примеров как нужно это делать. Интересно как выглядел раскадр в «1917». Спасибо!

    • Раскадровка — это не про монтаж, а про наполнение кадра, композицию и про движение. Ничем не будет отличаться, ведь в этом дубле меняется положение персонажей, меняется крупность, локация и происходящее.

  3. Очень интересно!! Ждём новых, не менее клёвых статей на данную тему!

  4. ООЧЕНЬ КРУТАЯ СТАТЬЯ! Shishkin Max, отдельное вам спасибо огромное за ваше творчество!!! Пекло, Баккара, Алые Водопады, 360 и Джадуа — воообще ОООГНИЩЕ!!! Вы и ваша команда очень круты. Макс, я хотел вас попросить прислать индивидуально фильм «Сложный выбор Ромео»? Я понимаю, что вы им не гордитесь, но дело в том, что я режиссер монтажа, но как именно режиссер поставил в студенческие годы подобную по тематике короткометражку. И мне просто хочется понять уровень, насколько у меня в работах все хорошо или плохо и куда расти дальше)))

    P. S. Про Роджера Дикинса на вашем ютубканале классное видеоэссе. Побольше бы такого!))

    • Привет! Спасибо, очень приятные буквы читаю) Коротыш не пришлю даже за деньги, извиняйте

  5. хорошая раскадровка, в каждом кадре нет композиции. могу показать как надо.

  6. идеи общей нет в раскадровке, а концепт должен быть не только у режика но и у оперетора художника гримма костюма музыки. цельное виденье произведения и выразительная художественная идея. в данном случае художник должен работать больше на плоскость кадра, светопись это операторская затея.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here