The Outsider (2020), 1season

The Outsider / Чужак (2020), 1 сезон

Как-то так завелось, что у HBO появился термин «атмосфера тру детектив». Годами люди зачаровано бежали за этими словами, предполагая, что речь идет о философских монологах и мрачных главных героях. Пора уже принять, что каждый проект, к которому маркетинг делает приставку «новый настоящий детектив» — это описание определенных жанровых параметров. Во-первых, это что-то связанное с расследованием. Во-вторых, речь идет о мрачной, меланхоличной и ни разу не жизнеутверждающей атмосфере. В-третьих, это обязательно должно быть безупречно снято с режиссерской точки зрения. По сути — на этом все. Точно так же писали и про «Однажды Ночью», который шедевр, но точно не про «словить макконахи».

Учитывая вышеназванное — «Чужак» — именно что «тру-детективный» сериал. Детективная линия затягивает так сильно, что даже когда клубок раскутывается ближе к середине сериала, вы уже плотно сидите на игле истории. Атмосфера даже порой мрачнее и депрессивнее шедевра Ника Пиццолатто, а местами даже приближается к тотальной безнадеге британского «Бродчерч» (тот, что про убийство ребенка). И, конечно же — это все безупречно поставлено.

У сериала есть лишь один существенный нюанс, от которого зависит все впечатление в целом. Он снят по роману Кинга, что значит — в нем присутствует мистика, или даже скорее фантастические элементы. Ровно до середины все повествование — это чисто детективный триллер: суровый, мрачный, меланхоличный, интригующий. После, как отметили в интернете — все начинает скатываться в «Очень странные дела» для взрослых.

Отмечу сразу, что сериал всеми силами старается плавно подойти к сверхъестественному. Достигается это все при помощи главного героя, который всеми силами отказывается верить в мистическую природу происходящего и смотрит на все глазами циника. Этот прием как бы пытается сблизить зрителя с жанровой принадлежностью, хотя, получается не всегда идеально. Однако, если у вас с фантастикой нет проблем, то вы вообще без весла проплывете по течению до самого финала.

«Чужак» меня лично зацепил в первую очередь формой. Конечно, я из раза в раз пишу с восторгами о саундтреке, но в этот раз все особенно серьезно. Музыка ощущается отдельным персонажем. У звучания есть текстура, есть цвет, есть физическое ощущение — оно забирается под кожу и оставляет там рубцы. Конечно, если вы будете смотреть в озвучке, то дорожка с музыкой слишком сильно просядет и есть все шансы, что вы все проебёте. Тем, кто смотрят в оригинале (или с субтитрами) волноваться не о чем — вы все поймете, когда услышите первые ноты.

Отдельным восторгом отмечу режиссуру/операторскую. В сериале очень часто используется метод «статичного незаинтересованного наблюдателя» (побегу сейчас патентовать термин). Ракурс может быть совершенно неожиданным для контекста сцены, а количество монтажных склеек сведется к нулю. Кайф в том, прием используется в разных случаях — бывает в кадре разворачивается настоящая драма и истерика, а бывает что два героя ведут не самый жаркий диалог друг с другом, находясь в разных углах помещения. Это охуительно. Любой, кто помимо истории всегда подмечает ракурсы, монтаж, крупности и движения камеры — буду восторженно отмечать местный креатив.

Композиционно — это один из лучших фильмов/сериалов, что я видел за последнее время. Местами ощущается влияние «Воспоминание об убийстве» Пон Джун Хона. В центре сериала стоят две темы — принятие (тема одиночества и осмысления) и взаимодействие (люди с разными мнением, пытающиеся прийти к общему мнению). Это все великолепно подчеркивается композицией и глубиной кадра, а так же углами съемки и расстановкой предметов/персонажей по сцене. И все это добро — в статике. Погружение у сериала какое-то неебически пассивно агрессивное. Не успеете опомниться — как вы внутри истории.

Последними двумя штрихами к крутоссти сериала отнесу диалоги и актеров. Понятия не имею — выносились ли прямые цитаты из книги Стивена Кинга, но у «Чужака» порой выстреливают действительно великолепные фразы. Не философские монологи, а словесный пинг понг из мудрости и цинизма. Сериал, буквально, хочется растащить на цитаты в сознательную жизнь.

Однако, не были бы диалоги такими точно бьющими в цель без актерской игры. Бен Мендельсон вообще один из самых харизматичных актеров современности: в нем идеально сочетаются как бесконечная усталость в печальном и тяжелом взгляде, так и необузданная ярость, которая грамотно прикрывается хладнокровным спокойствием. Джейсон Бейтман после «Озарка» уже по дефолту обязан выдавать (и режиссировать) на уровне всех наград мира. Синтия Эриво крайне убедительно смотрится в роли местной «Одиннадцатой», а наличие Пэдди Консидайна, в принципе, делает мне половину сериала. Харизматичные австралийцы и британцы в касте — залог успеха любого мероприятия.

«Чужак» — это тот детективный маньячный триллер, которого нам не хватало в последнее время. Финчеровский «Охотники за разумом» больше о взаимоотношениях и реакциях на безумие мира, «Блудный сын» слишком затянутый (он когда-нибудь вообще закончится?), а Нетфликсовские документалки типа «Don’t F**k With Cats» слишком быстро заканчиваются. «Чужак» же — это всепоглощающая атмосфера страха перед неизвестным. Интригующий на столько, на сколько может себе позволить. Дико красивый и ювелирно поставленный; и не менее великолепно сыгранный.

С первым сезоном «Настоящего детектива» его так же роднит то, что начало сериала в разы лучше его окончания, но как показывала проверка временем — пересмотру шедевра Пиццолатто это не сильно то и мешает. Может, и с «Чужаком» прокатит, хотя он все же про одноразовую развлекуху, чем про размышления об увиденном. Если давно не смотрели затягивающий и держащий до самого финала аттракциона с мрачным душком — вы пришли по адресу.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Охуенный сериал! Не почувствовал никаких проседаний ближе к концу как многие об этом предупреждали в сети. Наверно потому что у меня особая любовь к мистике в любых проявлениях . Ну и финальный замес очень порадовал

  2. Крутой. Очень понравился, приятно увидеть сериал в Вашей подборке.

  3. Ужасный сериал ….трата времени, первые 3-4 серии были просто идеальными и многообещающими, интересная ситуация, сюжет, очень сильные сцены, глубокие персонажи, но под конец всё испортилось. Персонажи потеряли логику действий и разговора, диалоги пустые, персонажи в разговоре противоречат самому себе, самый крутой сильный и интересный персонаж главного героя стал безликим…он не изменился просто стал посредственным и глупым, ненастоящим. Персонаж Холли не понравился с самого начало… так плохо и банально играть это преступление.
    Весь сериал показывать какой жуткий, зверепый монстр сериала чтоб в конце его так просто замочить….браво…
    с True Detective и рядом не стоял, очень странно хвалить такое — режиссёру… но всё же к рекомендациям прислушиваться буду, так как посмотрел Devs и это лучший сериал 2020 (надеюсь что — пока что)

    P.S. думаю посмотреть сериал Dark, схожая тема…надеюсь будет по лучше.

    а так спасибо за сайт <3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here