ТОП 5 Легендарных Музыкальных Перфомансов

ТОП 5 Легендарных Музыкальных Перфомансов

Автор статьи: Игорь Мартыненко

Изначально эта статья задумывалась, как описание развития музыкальных перформансов  — начиная с первых крутых рок и фанк выступлений, через расцвет поп-музыки в 2000-х и до текущих концертов рэперов.
Однако, чем больше я копался в материале,тем больше находил подтверждение тому, что крутые и значимые перфомансы были всегда. Нет никакой связи, никакого развития или деградации — есть жемчужины, которые остались в истории. О них и поговорим — о самых значимых, легендарных выступлениях в музыкальном мире, которые разделили историю на “до” и “после”.


1. The Beatles, шоу Эда Салливана (1964)

В конце 1963 года началась в Англии битломания — страна просто помешалась на четверке из Ливерпуля, но это явление еще не растеклось по всему миру.
Шоу Эда Салливана — это типичное late night шоу, предок “Вечернего Урганта”. Оно было очень популярно у американцев, туда постоянно приходили звездные гости, и для Битлз оно стало окном в США.
Эд увидел группу во время гастролей по Европе и договорился о выступлении на своем шоу всего за 10.000 долларов. Почему “всего”? Потому что выпуск этого шоу стал одним из самых просматриваемых в истории TV того времени. Его посмотрело больше 70 миллионов (!) людей! Это в эпоху, когда не было всяких Ютубов.

Шоу Эда — даже не кирпич, а как минимум бетонная плита  в монументе под названием “Великая группа The Beatles”. Можно сказать, что именно он позволил ребятам влететь с ноги в американский эфир, набрать армию фанатов, 10 премий Грэмми, войти в Зал славы рок’н’ролла и просто в историю музыки. 


2. Jimi Hendrix — Monterey Pop Festival (1967)

Все, что вы должны знать о Джими Хендриксе:
1. Очевидцы говорят, что он употреблял такое количество кислоты (мы говорим про ЛСД), что никто другой не мог никогда в жизни съесть. Вообще непонятно, как он выживал под такими дозами.
2. Он был богом гитары. Гением. Дьяволом. Никто не играл на гитаре круче, чем Джими. Ни до, ни после.

Понятное дело, что наркотики в общем, и ЛСД в частности, повлияли на творчество Джими. Говорят, что его фирменная бандана на лбу была не просто аксессуаром. Якобы, на выступлениях,  под ней была спрятана марка с кислотой, которая с потом проникала в кожу, обеспечивая приход.

Да, это взрослый материал, тут говорят о наркотиках. И, наркотики — это безусловно плохо, тут даже обсуждать не нужно. Никто не станет Хендриксом обожравшись ЛСД. Никто не будет играть так, как он. Но, не упомянуть эту темную сторону Хендрикса — нельзя, по моему мнению.

Итак, мы в 1967 году. Хендрикс — бог и гуру электрогитары, но пока только в Европе. В США — его знают, но скорее гитаристы и люди из музыкальной тусовки, чем обычные люди.
На тот момент разбить гитару об пол, разнести барабанную установку, проломить усилитель — это привычный перфоманс для рок’н’рольщика, так уже делали на многих концертах. Например для группы The Who, разбивание гитары в конце концерта — это уже фирменный жест их гитариста Пита Таунсенда.

Чес Чендлер (басист из The Jimi Hendrix Experience) придумал поджечь гитару в конце выступления прямо началом выступления в отеле «Астория». Он вспомнил про Джерри Ли Льюиса, который в 1958 году поджег рояль на сцене со словами: «Пусть какой-нибудь сукин сын это повторит!».

Джимми — повторил. Да так, что про фокус от Джерри Ли сейчас мало кто помнит, а горящую гитару Джимми — миллионы.
Как это выглядело — заканчивается последняя песня группа бьется в припадке, барабанщик лупит по всему, до чего может дотянуться, басист херачит по всем струнам. А Джимми кидает на пол гитару, начинает хлестать ее ремнем, потом достает бутылочку с бензином для зажигалок, обливает инструмент, чиркает спичкой и начинает “колдовать” над пламенем. Потом обожженную гитару разбивают об сцену и убегают за кулисы. После номера в Астории, Джимми увезли в больницу с ожогами обеих рук.

Это не помешало ему выйти в июне 1967 и повторить это на глазах у 100.000 зрителей.

Сам Хендрикс объяснил свой поступок так: «Я решил уничтожить мою гитару в конце песни как жертву. Вы приносите в жертву вещи, которые любите. Я люблю мою гитару».
А теперь найдите мне сукиного сына, который повторит это.


3. Parliament — Flashlight (1978)

Parliament Funkadelic — группа музыкантов из 70х, под предводительством Джорджа Клинтона, которая оказала огромное влияние на музыку в общем и черную музыку в частности. Например, их считают создателями жанра P-Funk. Это одновременно и сокращение от Parliament Funkadelic, и психоделический фанк. Такие звезды как Dr.Dre, Snoop Dogg, Ice Cube, Eazy-E и другие — признавались, что P-Funk во многом повлиял на их творчество.
По факту — это два отдельных проекта, где играли одни и те же музыканты. Parliament — делали r’n’b, соул, штамповали хиты, работали на широкую аудиторию. Funkadelic — темная сторона музыки, эксперименты со звуком, продолжение идей, начатых Хендриксом, эдакий “черный рок”.

Мы поговорим не об одном выступлении, а о перфомансе, привязанном к конкретной песне. Эта песня Parliament — Flashlight. Хотя песня вышла в 1978 году, когда большинства читателей этого материала и в планах не было, кто-то мог слышать ее в титрах к «Стражам Галактики 2».

Отличительной особенностью шоу было то, что на сцену вытаскивали огромный бутафорский фонарик, в человеческий рост и светили по залу, по толпе. Звучит странно? Вы просто не знаете, как выглядели участники группы.

Кричащие, яркие наряды, странные аксессуары, парики, шляпы — совсем не похоже на фанк группы того времени, играющие музыку типа Джорджа Брауна, одевавшиеся в костюмы, брюки клеш и тщательно укладывающие волосы на голове.

Это был эпатаж уровня Леди Гаги, но в том времени =)
В общем, со временем, люди начали проносить свои фонари и светить ими во время исполнения Flashlight. Участники группы говорят, что порой, людей с фонариками было так много,  что в зале становилось настолько ярко, будто включили всё освещение.

Но далеко не все площадки разрешали приносить большие тяжелые предметы, из-за соображений безопасности. Тогда один из рекламщиков или менеджеров группы предложил: “Все кайфуют от Звездных Войн и от нас. Давайте продавать световые мечи как в «Звездных Войнах!” В итоге, зал выглядел примерно вот так:

К чему я это все рассказываю. Световые мечи тоже недолго продержались. И все начали пользоваться тем, что во времена хиппи, марихуаны и угара было у каждого в кармане — зажигалками. И именно отсюда пошла традиция держать их зажжёными (а сейчас — телефонами) на концертах.
Кто то спорит с этим и утверждает, что всё было намного раньше, совсем при других обстоятельствах, но мне эта версия нравится больше всего.


4. Майкл Джексон на Motown 25 (1983)

Майкл Джексон — культовая фигура сама по себе, даже без отдельных упоминаний его перфомансов. Хотя есть один такой, который хочется особо отметить.

В 1982 году вышел культовый альбом “Thriller”. Для тех, кто не в курсе, именно на этом альбоме были “Billie Jean”, “Beat It” и одноименный “Thriller”. Это самый продаваемый альбом в мире за всю историю музыки. По некоторым оценкам, продано уже больше 100 миллионов копий альбома. Ближайший конкурент — “The Dark Side of the Moon” от Pink Floyd имеет ровно в два раза меньше.

Представляете это настроение? Вокруг просто истерия по Джексону, никто больше ничего не слушает, Billie Jean звучит на каждом радио.
Музыкальный лейбл Motown празднует 25-летие и собирает концерт всех своих артистов, приглашая туда Майкла (хотя он уже какое-то время назад ушёл с лейбла). Джексон спел несколько песен с его братьями из Jackson 5, после чего остался на сцене один.

И вот тут то — все и произошло. Первое исполнение Billie Jean на ТВ. И самое главное — первая лунная походка. Вот видео с концерта. Просто послушайте, как реагирует зал.

Никто из артистов не танцевал так, как делал это Джексон. Никто не пел так. По рассказам очевидцев, люди пытались повторять лунную походку сразу после концерта в коридорах и на улице.
В общем, Майкл — это музыкальная легенда, с этим спорить точно нельзя.


5. Daft Punk, Coachella (2006)

К 2006 году Daft Punk уже выпустила 3 альбома, первые два из которых стали золотыми, платиновыми и любимыми в народе. Хиты “Harder, Better, Faster, Stronger” и “Around the World” звучали из каждого утюга. Но третий альбом “Human After All” критики встретили очень смешанными отзывами, типа “хз, как то одинаково, нет крутости первых трех альбомов, ну так себе”
Дальше — хуже. Альбом номинировали на Грэмми, но он проиграл пластинке “Push The Button” от The Chemical Brothers.

Казалось бы — всё, закат эпохи. Но в апреле назначена Коачелла — один из главных и старых музыкальных фестивалей. И именно на ней пацаны просто разорвали и как говорят сейчас “перевернули игру”.
Чтобы вы понимали — в 2000-х еще не делали крутые световые перформансы на электронной сцене. Вообще, в самом начале сетап был такой — колонки и проектор. Всё.
Потом начали потихоньку добавлять экраны, подсветку, но все равно это было очень скупо и скучно. Вот как выглядел сетап Daft Punk на фестивале:

8-метровая пирамида с огромными световыми инсталляциями, на вершине которой стояли музыканты. Всё это располагалось под тентом, куда должно было поместиться 10.000 слушателей. А пришло — 40.000. И те, кто находился внутри, писали друзьям смски типа: “Срочно приходите, вы пропускаете самое крутое выступление фестиваля!”

Французы сделали невозможное. Во-первых, часть песен были из нового альбома. И сразу после выступления хлынул поток отзывов типа “О, господи, как мы могли не распробовать эти треки, это же шикарно!” И критики и слушатели резко переменили свой взгляд на последнее творчество коллектива. Во-вторых, Зал Славы Рок’н’Ролла (а там знающие дядьки сидят) назвало это выступление “однмс из лучших за всю историю фестиваля”. Так что после Коачеллы у Daft Punk открылось второе дыхание и их карьера опять пошла стремительно вверх.

Полную видеозапись в хорошем качестве вы не найдете нигде, но вот тут есть небольшой отрывок, взятый из документалки “Daft Punk Unchained” от Showtime:

А если хочется послушать, то вперед на аудиосервисы за альбомом «Alive» 2007 года — это полностью идентичный сетлист из одноименного тура французов. Слушайте, кайфуйте.

Естественно, это далеко не все перфомансы, которые повлияли на музыкальную культуру. Список можно продолжать бесконечно. Но без этих, по моему мнению, обойтись — никак нельзя.
Слушайте больше хорошей музыки, ходите на концерты любимых исполнителей. Вдруг один них станет легендарным и попадет в этот список.

Обнял, поднял!

Автор: Игорь Мартыненко

ПОДЕЛИТЬСЯ

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо. Чтение пролетело незаметно. Читаешь про Daft Punk, а это оказывается последний тайтл. Ждём ещё)

  2. Такого контента не хватает!)
    Игорь, статья вышла отличной!⚡️
    Ждём еще

  3. Очень крутая статья, прочитала на одном дыхании, спасибо! Большинство из выступлений было для меня в новинку, все посмотрела, зарядилась невероятно драйвовым настроением. Сложно даже выбрать что-то одно из списка концертов. Хотелось бы присутствовать на каждом. Буду ждать ещё статьи от тебя))

  4. О, какая шикарная статья! Хотелось бы о музыке читать больше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here