ТОП 50 ФИЛЬМОВ УЖАСОВ. Часть третья.

ТОП 50 ФИЛЬМОВ УЖАСОВ.

Часть третья.

Заключительная двадцатка из хоррор-полтоса. Мой личный сорт избранного золотишка, на котором я воспитывался киноманом (да, любовь к кино у меня началась с ужастиков). Можно сказать – это мой интимнейший список из всех, что я когда-либо составлял и самый объемный. Пять десятков микро-ревью – это вам не школьниц на Хрустальном Озере на кусочки рубить – тут нужно терпение. 

Будьте нежны с последней двадцаточкой, тут все очень тривиально, но по-другому никак. Ссылка на предыдущие части списка: первая (там же и основные правила составления рейтинга) и вторая. Удачного чтива, кино-маньяки.

 

20. The Ring / Звонок (2002)

 Залетит, если:
– считаете, что хорроры тоже могут быть красивыми;
– при виде VHS у вас начинает захватывать дух;
– вас можно подкупить музыкой Ханса Циммера.

Совершенно недавно пересматривал и не мог поверить тому – насколько это все-таки красивое кино. Операторская работа ласкает глаза, погружая зрителя во всю пасмурность и меланхоличность картины. Отчетливо помню, как рекламировался фильм по ТВ фразой “самый страшный фильм десятилетия” – пришлось поверить и идти в кино. Кроме начала (девочка в шкафу с открытым ртом) особо пугающим я его назвать не смог даже в свои двенадцать. Однако, точно помню – насколько фильм казался революционным, как по части картинки, так и по подаче сюжета. Тогда зародился настоящий жанр – мистика с расследованием. Всему шарма добавляла заглавная тема Циммера, которая под стать операторской работе погружала зрителя в тотальную депрессивную обстановку и загадочность происходящего.

Как бы люди не хвалили оригинал, я все равно буду считать, что версия Вербински – эталон в жанре “дохлые девочки”, да и в хоррорах в целом. Жаль с сиквелами не свезло.

 

19. Insidious / Астрал (2010)

Залетит, если:
– считаете, что скрипка не сможет вас напугать;
– считаете, что маленький грузинский мальчик из сороковых не сможет вас напугать;
– считаете, что простая песенка из 50х не сможет вас напугать.

Один из моих любимых хорроров, пересмотренный не один десяток раз точно. Как и в случае со “Звонком” – фильм оказался прорывом в жанре на момент выхода. Джеймс Ван создал собственный почерк, потренировавшись на “Мертвой Тишине” (где он использовал структуру все того же “Звонка”) – поймал волну, в которой не было место крови и смертям (что для ужасов нулевых почти нонсенс). Все силы были отправлены на атмосферу; плюс режиссер почти полностью отказался от компьютерной графики, которая на тот момент в хоррорах уже в край успела настоебать зрителей. То есть Ван, по сути, одним из первых додумался, почему фильмы о призраках скатились в жопу и придумал решение – снимать “как тогда”. Грим, туман, музыка, персонажи.

Лично меня подкупил (и до сих пор подкупает) “Астрал” двумя моментами. Во-первых, это до сих пор единственный фильм ужасов, где персонаж услышавший подозрительный шум вооружается кочергой и ВКЛЮЧАЕТ КАЖДУЮ ЛАМПУ В ДОМЕ! Во-вторых, это до сих пор единственный фильм, где муж не верящий в призраков и в глюки своей жены ВСЕ РАВНО ПРЕДЛАГАЕТ ПЕРЕЕХАТЬ В НОВЫЙ ДОМ! Ну и, в-третьих, меня подкупает саундтрек. Начиная от до усрачки жутко-гениальной скрипки и заканчивая пластинкой, под которую пляшет мальчик из тридцатых. Брррррр…..

 

18. Dawn of the Dead / Рассвет Мертвецов (2004)

Залетит, если:

– Зак Снайдер бох;
– считаете, что зомби – это скучно;
– Джонни Кэш – бох.

Одна из лучших вступительных сцен на планете. Помню, как в кинотеатре я с друзьями не были готовы, что за несколько минут из максимально спокойного начала все в считанные секунды превратится в ад. Снайдер сам того не понимая – снял самую лучшую открывающую сцену в зомби-жанре. Чувствуется и внезапность, и масштаб, и ужас происходящего. Особенно хороша сцена с высоты птичьего полета, когда одна машина врезается в другую, протаранив еще и заправку с дальнейшим взрывом.

А потом начинает играть Джони Кэш и на вступительных титрах нас ввели в мир фильма. Много картин использует новостную хронику для того, чтобы зритель знал о происходящем, но до сих пор ни у кого лучше Снайдера этого не получилось. Плюс он даже умудрился моментально передать привет фанатам оригинальной классики Джорджа Ромер – засунув во вступительные титры камео Кена Фони (проповедник, рассказывающий про “когда в аду не хватит места”).

Есть в “Рассвете Мертвецов” провисающие моменты (например вся линия с беременной и зараженным отцом), но плюсов там гораздо больше. Черный юмор выводил фильм на другой уровень эмпатии – отстрел зомби-двойников знаменитостей моментально связал зрительскую любовь с Энди (даже имя спустя столько лет помню) – чуваком с соседнего здания, которого было жалко сильнее любого другого персонажа фильма.
А еще благодарен Снайдеру, который оставил у фильма концовку открытой, но для особо любознательных показал на титрах – что случилось с главными героями. На всю жизнь полюбил “Down with the sickness” by Disturbed на заключительных титрах, смонтированный с выкриками зомбарей.

Эх. Всем бы таких дебютов, как товарищу Снадеру.

 

17. Scream / Крик (1996)

Залетит, если:
– вы не смотрели сперва “Очень Страшное Кино”;
– являетесь фанатом слэшеров с начала создания человека;
– вы серьезно не смотрели “Крик”?

Нет фильма среди ужастиков, который бы так сильно поменял правила игры, попутно над ними насмехаясь. Уэс Крейвен просто взял и похоронил жанр, который, практически и породил. Если вы пропустили момент и считаете, что все величие фильма держится за счет “Очень Страшного Кино”, то вот вам краткая вводная.

В “Крике” главный маньяк-убийца – это киноман. То есть – все клише и штампы жанра, которые присутствуют в фильме, практически, высмеиваются самим же злодеем. Подобный подход был в то время настолько дерзким, что картина стала моментально культовой. Персонажи, буквально, понимали, что находятся в ужастике, но ничего особо с этим не делали. И смешно, и страшно – похуистичность тинейджеров девяностых – дерьмо пострашнее любого маньяка с мачете наперевес.
Забавен тот факт, что после “Крика” помимо выстебанных “правил слэшеров”  как-то сама собой нарисовалась иная тенденция молодежных ужастиков, которая до сих пор так и не вымерла. Та самая концепция, где группу молодых ребят терроризирует маньяк в запоминающейся маске, а под конец оказывается, что убийцей все это время был один из главных героев.

“Крик” культурно повлиял на весь жанр, где чудовищем оказывалось не молчаливое зло в лице Джейсона Вурхиза и Майкла Майерса, не говорливое чудище вроде Крюгера и Лепрекона – злом оказывался один из нас и чаще без каких-либо адекватных причин, а просто по приколу. Как высказывание о проёбанном поколении – самое то.

Как триллер – фильм не был страшным и в момент выхода, а уж ныне вспоминая некоторые сцены из “Очень Страшного Кино” – и вовсе многие сцены кажутся уморительными. Однако, как культурный феномен – это настоящее культовое дерьмо, которое обязан посмотреть каждый любитель жанра. Особенно хорошо сейчас заходит из-за кастинга. Все такие молодые и красивые. Особенно Роуз Макгоуэн.

 

16. In the Mouth of Madness / В Пасти Безумия (1994)

Залетит, если:

– сам термин “ужасы девяностых” вызывает у вас слюновыделение;
– хотите увидеть лучший фильм по Лавкрафту, снятый не по Лавкрафту;
– хотите увидеть откуда еще растут уши у Silent Hill.

Один из самых часто пересматриваемых фильмов во всем моем ТОП-50 списке. По сути – это еще одна картина “в духе Сайлент Хилл”, который вышел до японской игры. Однако, помимо прочего тут еще и все пропитано Стивеном Кингом и особенно Лавкрафтом. В одном фильме можно встретить все подряд – и безумцев, и призраков, и монстров, и путаницу между “сон/реальность” и апокалиптически-демоноческие настроения.

Если разложить “В Пасти Безумия” на количество жутких моментов, то можно набрать с добрую десяточку значимых сцен, которые ныне использует каждый второй ужастик. Тяжело на данный момент припомнить хотя бы один хоррор, в котором совместили сразу столько образов. Лично я до сих пор считаю мальчика на велосипеде, который не может выбраться с ночного шоссе – одним из самых охуенных хоррор-образов во всем жанре вообще. Если вы не плюетесь от девяностых, если Сэм Нил для вас не только “доктор Грант из Парка Юрского”, если Лавкрафт для вас король ужасов, если жанр “деревня, где хуй пойми что творится” – “В Пасти Безумия” имеет все шансы попасть в ваш личный топ любимых ужастиков.

 

15. Event Horizon / Сквозь Горизонт (1997)

Залетит, если:
– считаете, что космический хоррор – то, чего так не хватает этому миру;
– хотите увидеть, откуда растут уши у Dead Space;
– вас не смущает имя Пола Андерсена в графе “Режиссер”.

Еще один часто пересматриваемый хоррор из моей жизни. Раз в год последние лет десять. Особенно хорошо фильм стал заходить после того, как я наложил пару кирпичей, играя в первый “Dead Space”. К слову, тут снова Сэм Нил. После “Сквозь Горизонт” воспринимать его, как добренького доктора Гранта из “Парка Юрского Периода” больше не получается.

Жанр “космический хоррор” – это вообще редкий зверь. Попыток было не мало, но действительно стоящих работ – кот наплакал. У этого есть логическое объяснение. Снимать фантастику про межзвездные приключения – это не дешево. Учитывая, что жанр ужасов в массах считается как “низкий” жанр кинематографа, то и студийное отношение соответствующее,. Потому запустить фантастику, которая хоррор – это очень сомнительное мероприятие с точки зрения вложений. “Сквозь Горизонт” – далеко не мощное кино, но его самобытность и, практически, уникальность (за счет малого количества конкурентов) делает его просмотр настоящим удовольствием для фаната хорроров. Плюс, редко когда про Ад говорят около-научным языком, потому если дать сознанию хотя бы на секундочку задуматься о существовании подобного дерьма – становится охуенно жутко.

 

14. House on Haunted Hill / Дом Ночных Призраков (1999)

Залетит, если:
– Sweet dreams are made of this
– Who am I to disagree?
– Travel the world and the seven seas
– Everybody’s looking for something

Ну это прям любовь с самого детства. Мэнсоновский “Sweet Dreams” в качестве заглавной темы – это было прям гениальное решение. Когда в 2018 задумываешься о кастинге, то аж дурно становится. Практически все действующие лица так и снимаются с тех пор. Не у всех карьера задалась, но наличие Фамки Янсен и Джефри Раша в касте – это прямо “вау” при пересмотре. Особенно радует Раш – подобных актеров в хоррорах не часто встретишь, особенно таких, мягко говоря, развлекательных.

Визуализация призраков и их “поведения” в далеком 1999 году казались почти откровением в жанре (хоть и было все нагло взято из “Лестницы Иакова”), потому фильм нехуево так врезался в память зрителю. Сегодня же это достаточно наивный и нестрашный аттракцион, который имеет в своем рукаве главный козырь – харизма. У “Дома Ночных Призраков” действительно имеется свое лицо и уникальная атмосфера, что особенно удивляет, учитывая банальность сеттинга – группа людей заперта в особняке, заполненном призраками. Может именно по этой причине он так полюбился зрителям 20 лет назад и до сих пор смотрится с удовольствием.

 

 

13. The Blair Witch Project / Ведьма из Блэр (1999)

Залетит, если:
– хотите узнать, как выглядит самый кассовый пранк в киноиндустрии;
– любите ходить в походы;
– думает, что звуки ломающихся веток не смогут вас напугать.

Тут все очень просто. Фильм рекламировался, как “найденная пленка”. В 1999 году у меня не было интернета, чтобы можно было проверить подлинность этих слов. Плюс в том же году мы с другом снимали на такую же домашнюю камеру свой первый “ужастик”, потому художественный прием мокьюментари мной воспринимался как что-то совсем уж близкое и знакомое. Дров в огонь подкинула еще одна псевдо-документалка, которая выходила бонусом к фильму – там рассказывалось про поиски записи из фильма, брали интервью у родственников главных героев, а так же раскрывали “факты” мифа о Ведьме из Блэр с кучей записей хроник и интервью. Представьте теперь что происходило с сознанием десятилетнего киномана, когда он воспринимал происходящее на экране за чистую воду. Примерно оттуда и зародилась моя неугасающая до сих пор любовь к мокьюментари. “Ведьма из Блэр” может быть сейчас кажется совершенно смешной на фоне уже вышедших десятков фильмов жанра, но тогда он стал первооткрывателем в своем виде и навсегда займет сердце в моем перепуганном детском сердечке.

 

12. 28 Days Later / 28 Дней Спустя (2002)

Залетит, если:
– Дэнни Бойл – наше все;
– британцы – наше все;
– солидарны, что без музыки Джона Мерфи этот мир стал беднее.

Дэнни Бойл – входит в мой личный топ любимых режиссеров. Джон Мерфи в топ любимых композиторов. Британцы – любовь. Брэндан Глисон – любовь. Ультранасилие – любовь. Думаю, тут и так понятно – от чего этот фильм стоит так близко к первой десятке.
Экспериментальный и почти новаторский (на тот момент) подход к съемке – через цифровую камеру – добавил “28 дням” около-документальную атмосферу. Не знаю, специально ли это было сделано Бойлом или ему просто хотелось выебнуться перед коллегами новым форматом, но именно это придает картине такую натуралистичную атмосферу. Вы буквально находитесь по ту сторону экрана, от чего в особо напряженные моменты становится совсем не по себе.

Особенно примечательно то, что каждый раз, когда фильм причисляют к зомби-жанру – всегда делают оговорку, что это кино про зараженных. Если совсем по честному, то по характеристикам и условиям – это самый настоящий зомби-муви. Вот только его художественная ценность находится на таком ахуенно высоком уровне, что ставить его в один ряд с представителями жанра… ну как-то стремно, что ли. Начиная от проработки персонажей и актерской игры, заканчивая музыкой. Плейлист и саундтрек у картины такой, что просто словами не описать – кто слушал, тот знает.
Сюжет о том, что люди под влиянием анархии и чувства самосохранения могут оказаться хуже оживших мертвецов – это основа жанра. “28 дней спустя” берет эту основу и выкручивает на свой максимум, оставаясь на данный момент одним из самых мощных высказываний на эту тему.

 

11. The Texas Chain Saw Massacre / Техасская Резня Бензопилой (1974, 2003)

Залетит, если:
– слэшер семидесятых – это звучит гордо;
– от шума 35-мм пленки у вас начинают бегать мурашки по зрачкам;
– вы не знали, как выглядитнастоящая классика слэшеров.

Тут нужно уточнить, что первую “Резню” я посмотрел лишь в подростковом возрасте и то был ремейк 2003 года с Джессикой Биель. Уж не знаю, как к нему относились тогда (да и сейчас), но я могу с уверенностью сказать, что это до сих пор один из моих самых любимых слэшеров. Там охуительный кастинг, шикарная съемка (вылет камеру из дырки в голове девочки – это любовь), мощнейший саспенс (особенно финальная треть) и ультра-насилие уровня “ебать жутко” (с отрубленной ногой и крюком – пиздец).

В уже более сознательном возрасте я посмотрел оригинал и по больше части потому, что Николас Виндинг Рефн называет его своим первым любимым фильмом. “Нужно знать классику в лицо”, подумал я. Тем более, когда один из твоих любимых режиссеров постоянно про него говорит.

И вот сейчас я могу заявить, что спустя столько лет оригинал смотрится еще сочнее, чем я мог представить. Семидесятые, низкобюджетность, хиппи и пленочные помехи – это все вот в дичайшей смеси нынче кажется таким эстетичным, что в ладошки хочется хлопать. По ультра-насилию фильм вообще без тормозов, страшно даже подумать – как ахуевали зрители в год выхода картины.

Остальные части серии – это тотальный пиздец, который я бы не стал рекомендовать, за исключением одного смешного факта – в четвертой части одного из злобных братьев Кожаного Лица играет Мэтью Макконахи. Ремейки и перезапуски, вышедшие после фильма 2003 года – тотальное говно и тратить на него время – так же не рекомендую.

 

10. Saw / Пила (2004)

Залетит, если:
– вас не смущает насилие и пытки;
– любите неожиданные повороты сюжета;
– вы не знаете кто такой Джон Крамер.

Вот тут внести ясность нужно. Ненавижу эту франшизу и воспринимаю первый фильм отдельно от всей серии. Более менее лоялен к сиквелу, но учитывая его привязку к остальным частям – игнорирую с легкостью и ее существование. Оригинальный фильм – это эталонный триллер, где при отсутствии бюджета и возможностей авторы умудрились создать культовое кино, перевернувшее правила игры. Давшая новую жизнь жанру, которое в народе называли “пыточное порно”, “Пила” ясно дала понять – любое кино может быть охуенным, если в нем проработанный сценарий. Очень жаль, что сиквелы от серии к серии потеряли эту мысль, считая, что хитровыебанные пытки – это все, на чем держалась шедевральность первой картины.

С точки зрения сценария, “Пила” по-прежнему даже при сороковом пересмотре держит за яйца и нарастающее отчаяние главных героев доходит до точки кипения настолько плавно и размеренно, что во время знаменитой сценой с ножовкой – ты не особо задаешься вопросом реалистичности поведения доктора Гордона.
Всеми силами души люблю первый фильм и готов пересматривать его снова и снова с легкостью игнорируя ту Санту-Барбару, в которую позже продюсеры превратили серию.

 

9.  From Dusk Till Dawn / От Заката До Рассвета (1996)

Залетит, если:
– в Мексике – мексиканцы;
– “найдете письку подешевле – выебите ее”;
– “спасибо, я уже был женат”.

Ну это пиздец любовь. Любимая роль у Клуни и тем более у Тарантино. Настолько сильно люблю персонажей, что готов был бы смотреть продолжение гангстерской линии, минуя переворот в вампирское русло. Однако, кровососы в “От заката…” какие-то прям совсем культовые и при любом упоминании картин этого направления, сразу понимаешь, что кино Родригеса стоит особняком и хуй его кто пошатнет.

Даже не знаю, что тут говорить – это великое кино, с великим кастом и великим саундтреком. Танец Сельмы Хайек под музыку Tito & Tarantula – золотой фон кинематографа нахуй! Вступительная сцена с расхерачиванием магазина – великое дерьмо. СЕКС МАШИНА С ЧЛЕНО-ПУШКОЙ! БАР “КРУЧЕННЫЕ СИСЬКИ!” Летучие мыши! Харви Кейтель в роли священника! ТАТУИРОВКИ КЛУНИ! Чич Марин, который играет сразу три роли – шерифа, зазывалу в бар и Карлоса! Финальный общий план бара со свалкой под The Blasters – Dark Night! Взгляд через дырявую ладонь! Распитие пива через ступню! Да все, я сейчас походу побегу пересматривать…

 

8. Evil Dead 2 / Зловещие Мертвецы 2 (1987)

 Залетит, если:
– вы любите качественный черный юмор в хоррорах;
– Брюс Кэмпбэлл – самый крутой мужик на планете;
– Groovy!

Кстати, ничего страшного, если вы не смотрели первую часть. Сэм Рэйми (режиссер) сделал очень интересный финт с ушами – получив признание после успеха оригинала, он переснял его, превратив во вступительную сцену сиквела. Эдакий “в предыдущих сериях”, только немного переписав сюжет (вырезав ненужных персонажей), так что “Зловещие Мертвецы 2” – это свое рода авто-перезапуск. Именно потому я люблю сиквел отдельным фильмом. Третья часть – это комедийный исторический эпик и вполне удачно смотрится точно так же  – отдельно от просмотра других частей.

“Зловещие Мертвецы 2” до сих пор подкупают тем, что авторы не побоялись разбавить хоррор-составляющую с комедией абсурда. Именно из-за отсутствия тотальной серьезности фильм держит зрителя до самого конца, повышая градус безумия с каждой новой сценой. Вот тебе страшно, а вот ты уже ржешь от идиотии и вот снова дерьмо становится слишком серьезным. Подобные качели стали фирменным почерком Рэйми, идеально отразившись спустя почти тридцать лет в “Затащи меня в ад”.

По сути – Эш, это единственный положительный персонаж хоррор-франшиз, получивший такой же культовый статус наравне со всевозможными Крюгерами и Пинхедами. Вряд ли Рэйми рассчитывал, снимая первый фильм, что франшиза “Зловещих мертвецов” станет великой благодаря главному герою. Да и я, если честно, до сих пор не понимаю, как это у него получилось. Если проанализировать, то все упирается в пару вещей – величественную харизму Брюса Кэмпбэлла и самоиронию.

Истории о том, что Эша можно смело выпускать драться против любого хоррор-монстра не знали границ и нашли свое логическое развитие в продолжении “Фредди против Джейсона”: в комиксе “Фредди против Джейсона против Эша”. Изначально планировался фильм, но обошлись графической новеллой, которая, к слову, эпична as fuck.
P.S. Ну и не могу не упомянуть охуительное продолжение похождение Эша в виде ядерного сериала “Ash vs Evil Dead”.

 

7. Friday the 13th / Пятница 13е (1980-2009)

 Залетит, если:
– ки-ки-ки, ха-ха-ха;
– ки-ки-ки, ха-ха-ха;
– ки-ки-ки, ха-ха-ха…

Мой первый хоррор. Посмотрел в три года. Как я вырос нормальным – хуй пойми, но любовь к жанру стоит у самых истоков. Если честно, то большая часть фильмов серии – это та еще ебень, особенно с пятой по восьмую. Но к Джейсону у меня особенное чувство “родства”, потому я умудряюсь получать кайф даже при просмотре “Джейсон атакует Манхэттен”, а это то еще дерьмо, поверьте мне. Дикий восторг испытываю при пересмотре самой трэшевой серии – девятой (на кратинке), где Джейсон появляется лишь в начале и в финале (все оставшееся время он переселялся из тела в тело). Заканчивается кино тем, что лежающую на земле маску Вурхиза затаскивает в ад рука Фредди с характерным смехом на фоне. В детстве я просто охуел от счастья, увидев такую жирную пасхалку.

Но погодите. Самый грех в том, что я тащусь от “Джейсон Икс”. Да-да, та самая серия, где действие происходит в космосе. В финале Джейсона снаряжают супер-броней и этот эпичный пиздец до сих пор откликается мальчишечьей радостью в моей душе. Особенно люблю сцену, где в симуляторе Вурхиз убивает телочек лежащих в спальном мешке, уебав тех о дерево и друг друга.

По хорошему – я бы не советовал смотреть ни один фильм серии, кроме оригинала, ибо это классика жанра, породившая целую плеяду подражателей. Однако, подводный камень состоит в том, что маньяк первой части – мама Джейсона, а он сам в качестве антогониста появляется лишь во втором фильме. Маску хоккеиста напяливает и вовсе в триквеле. Соррян за спойлеры, но какого хуя вы настолько не в теме, если эти факты для вас вновиночку?

“Фредди против Джейсона” и ремейк 2009  года кажутся самыми “уважительными” по отношению к персонажу. Если кроссовер с Крюгером очень не дотягивает до уровня фильмов о когтистом, то для фанатов “Пятницы 13” – картина состоит чуть ли не в тройке лучших в серии. Ремейк же и вовсе считаю лучше большинства картин франшизы и очень рекомендую посмотреть его тем, кто с этим кино-сериалом не знаком вовсе. Свою долю развлекалова вы получите сполна; особенно на шикарной вступительной сцене, если понимаете о чем я.

 

6. Alien / Чужой (1979)

Залетит, если:
– считаете, что космического хоррора много не бывает;
– любите ретро-футуризм;
– как так вообще вышло, что вы не смотрели один из величайших фильмов в истории? 

К слову о космических хоррорах. Несмотря на то, что франшиза “Чужих” больше ассоциируется с фантастикой, нежели с ужасами – первый фильм до сих пор хорошо работает на поле пугающего кинематографа. Это сейчас мы избалованы настолько, что монстра нам нужно показать как можно раньше и чаще (с грустью вспоминаю возмущения о редких появлениях Годзиллы в недавнем перезапуске) – в семидесятых же авторы могли теребить фантазию зрителя до победного. Полноценно разглядеть Ксеноморфа нам позволят лишь в финале и даже спустя почти 40 лет это кажется охуенным решением. Наше сознание при правильных пропорциях само умеет нарисовать такие ужасы, что ни одному режиссеру не удалось бы повторить. Именно потому “Чужой” до сих пор не смотрится устаревшим – старая добрая игра со светом, пространством и таймингом – все что нужно, чтобы держать зрителя в напряжении.

Трилогия “Чужих” – одна из моих любимых за всю жизнь и гигеровский пришелец на всю жизнь будет держаться у меня в сердце, сколько бы там уебищных “Прометеев” и “Заветов” не сняли потом. Четвертая часть, конечно, не так плоха, как недавние высеры Риддли Скотта, но родственником-уродом все равно ощущается. И как бы не было грустно, что Бломкамп не смог запустить продолжение сиквела Кэмерона – прыжок Рипли в конце третьей части до сих пор считаю идеальным завершением истории всей серии.

 

5. Child’s Play / Детская игра (1988)

Залетит, если:
– от старой доброй аниматроники у вас приступ эрекции;
– считаете, что хорроры восьмидесятых – лучшее, что случалось с жанром;
– в детстве вы до усрачки боялись кукол.

Чаки полюбился не в последнюю очередь благодаря тому, что как и Фредди – он получает истинное удовольствие от своих злодеяний, не забывая при этом отпускать постоянные остроты. Злобный смех рыжего пиздюка почти что фирменная карточка. Харизмы этому засранцу не занимать, ибо в ход идет очень важная деталь – самоирония. Чаки почти никогда не забывает отпустить остроумные замечания на тему своего положения, особенно легендарен лайн про презерватив и “я весь состою из резины”.

Правда оригинальный фильм 1988 года является мрачнейшим во всей серии, где шуточкам практически не было места, а самого Чаки в полный рост нам и вовсе показали лишь ближе к середине.

Увы, как и у многих достойных хоррор-икон – большинство фильмов серии откровенный шлак, не дотягивающий до уровня первого фильма. Исключением считается своеобразный перезапуск – “Невеста Чаки”, благодаря которому потрескавшееся и зашитое лицо Чарльза Ли Рэя стало чуть ли не каноничнее, чем его первоначальный облик из восьмидесятых.

У меня особое трепетное отношение к персонажу (есть даже собственноручно снятый “ремейк” на домашнюю видеокамеру), однако, полное игнорирование говенных частей делает для меня историю о Чаки трилогией – “Детская Игра”, “Детская Игра 2” и “Невеста Чаки”. Выделить любимый их трех не получится – каждый нравится по своему. Остальные же фильмы серии с глаз долой из сердца нахуй. Особенно “Наследие Чаки”, простигосподи.

 

4. HalloweenХэллоуин (1978-2009)

Залетит, если:
– молодая Джеми Ли Кертис способна вызвать у вас трепет;
– фильмы про маньяков – ваш фетиш;
– вы предрасположены к страху от музыки.

А вот и моя главная травма детства подъехала. Единственный фильм ужасов, который меня пугает до сих пор на уровне “не буду смотреть дома в одиночестве”. Единственный кино-монстр, который преследует меня во снах до сих пор. В моменты, когда играет заглавная музыкальная тема – мне становится охуеть как не по себе. Не знаю с чем это связано, потому что первый фильм франшизы, который я посмотрел – это “Хеллоуин: 20 Лет Спустя” (седьмая часть) в возрасте десяти лет, но к тому моменту были выучены наизусть все серии “Кошмара на улице Вязов” и тонны ужастиков. Однако, именно злоебучее дыхание Майкла Майерса в резиновой маске пугало меня сильнее смеха Пеннивайза и скрипа крюгеровской перчатки по трубам.

Оригинал 1978 года – до сих пор смотрится на каком-то запредельном уровне сапсенса и это учитывая, что в кадре почти не пролито ни капли крови. Вторая часть сильно проигрывает первому фильму, но держится бодрячком до сих пор. Третья к франшизе не относится, четвертая и пятая части – мусор. Шестой (“Проклятие Майкла Майерса”), наверное я считаю вторым по уровню саспенса после оригинала (внезапно, но там главную роль играет Пол “Человек-Муравей” Радд). Правда в этой серии создатели немного проебались по мифологии персонажа, сделав Майкла не воплощением беспричинного зла, а просто результатом сектантских экспериментов. “20 Лет Спустя” напрямую продолжает вторую часть, игнорируя предыдущие фильмы серии, вернув в серию Джейми Ли Кертис и первые представив миру Джоша Харнетта (да да да, девчонки, бегом смотреть).

“Хеллоуин: Воскрешение” – это почти ебаный стыд, но там Баста Раймс копирует Брюса Ли. Что конечно тоже – ебаный стыд.

Ремейк Роба Зомби 2007 года – это, можно сказать, первый на моей памяти перезапуск, который снимался с таким количеством любви к персонажу. Конечно, взгляд режиссера на Майерса может показаться весьма сомнительным, ибо ориджину Майкла уделено огромное место и в режиссерской версии фильма к маньяку даже возникает нотки сочувствия. Если рассматривать изначальный замысел Джона Карпентера (создатель франшизы), что Майкл Майерс – это зло в чистом виде, то ремейк Роба Зомби зря решил углубиться в природу маньяка, стараясь оправдать его злодеяния банальными детскими травмами.

Однако, стоит отдать должное Робу Зомби – в продолжении ремейка вступительная сцена в больнице – одно из лучших явлений, что случились во всей франшизе за 40 лет. Жаль, что весь фильм двигался не в этом направлении. Осенью 2018 года выходит очередной перезапуск серии. На этот раз на экраны вернется Джемми Ли Кертис и фильм будет продолжать события самых первых двух фильмов. Знаю одно наверняка – когда в кинотеатре снова заиграет заглавная мелодия, это будет охуенное для меня испытание, чтобы не выбежать с сеанса вопя, как резанная сучка.

3. The Shining / Сияние (1980)

Залетит, если:
– вы хотите понять, что ужасы с восьмидесятых так и не смогли эволюционировать;
– хотите увидеть самый красивый хоррор в истории;
– Джек Николсон под вискариком – ваш спирит энимал.

Персональный фаворит. Стэнли Кубрик – величайший режиссер всех времен по версии автора текста. Пересматриваю стабильно каждый год. Операторская работа, актерская игра, музыка, работа художника постановщика, монтаж. Классика кинематографа. Количество анализов и теорий заговоров касательно фильма, кажется, выходит и по сей день.

Смотришь фильм и думаешь: 1980 год, а фильм выглядит так, будто его сняли совсем недавно. Не можешь понять – либо Кубрик был таким новатором и гением, либо жанр хоррора с тех пор так и не шагнул вперед ни на шаг, ибо визуальные и звуковые приемы до сих пор выглядит точно так же.

Много говорить не хочется, просто отмечу, что если вы все еще не прикоснулись к великому – чего вы ждете, блат?

2. The Thing / Нечто (1982)

Залетит, если:
– Курт Рассел – икона восьмидесятых;
– хотите влюбиться в гениальный саундтрек Энио Морриконе;
– чувство паранойи и изолированности – ваше все.

Чаще “Сияния” я пересматриваю лишь “Нечто”. Готов смотреть даже несколько раз за год. Заглавная музыкальная тема от Энио Морриконе до сих пор кажется насколько простой, настолько же и гениальной для всего хоррор-жанра в целом.

До ужаса гениальную работу по созданию монстров сегодня хочется приравнять к искусству. Особенно веселит и одновременно печалит тот факт, что фильм провалился в прокате в свое время из-за выхода “E.T.” Спилберга, временно похоронив зрительскую любовь к злобным инопланетянам. Благо “Нечто” спустя годы стал общепринятым шедевром. И правильно – это еще один ебаный золотой фонд кинематографа, без которого кино-мир был бы значительнее скучнее.

Бородатый bad-ass Курт Рассел имел бы все шансы стать еще одним великим персонажем хоррор-жанра, если бы “Нечто” превратилось во франшизу. С одной стороны – жалко, что продолжений не возникло (приквел не в счет), с другой  – у нас есть неповторимый шедевр, честь которого никто не опорочил ебаными сиквелами.

“Нечто” – это показатель слова “атмосфера”. Замкнутость, паранойя, саспенс, нагнетание, холод, страх – это все про шедевр Карпентера. Люблю всеми силами души и если бы не один обожжённый уебок в красно-зеленом свитере – “Нечто” уверенно бы располагалось на первом месте.

1. A Nightmare on Elm Street / Кошмар на улице Вязов (1984-2003)


Залетит, если:
– раз-два, Фредди заберет тебя;
– три-четыре, запирайте дверь в своей квартире;
– пять-шесть, Фредди хочет всех вас съесть;
– семь-восемь, Фредди к вам придет без спросу;
– девять-десять, никогда не спите, дети.

Тут все, конечно, предсказуемо, но не могу ничего с собой поделать. Фредди Крюгер – это мой личный сорт кино-героина. Бесконечно яркий, смешной, жуткий, креативный, музыкальный, противный. Люблю даже самые поганные фильмы серии – супер гейскую вторую (“Месть Фредди”) и мерзкую пятую (“Дитя Сна”).

Первый фильм считаю одним из самых страшных ужастиков за всю историю кино. Третью часть “Воины Сна” (про психушку) люблю за саундтрек и персонажей, особенно когда у героев появились свои сверх-способности. Четвертая, можно сказать, самая пересматриваемая, ибо она самая рок-н-ролльня и MTV-шная, с охуеннейшим плейлистом в саунде и невероятно мощными моментами. Все помнят пиццу из человеческих голов вместо тефтелей? А заброшенную свалку с тачками? А пляж, где Фредди щеголял в очках от Ray-Ban? А девочку, превратившуюся в таракана? А еще там был сбор в стиле “Командос” перед финальным махачем с Фредди под звуки рок-н-ролла на фоне. Да бесконечно могу про эту часть говорить.

В “Дитя Сна” есть очень мерзкая сцена, где Фредди откармливает очень красивую девочку до состояния лопнувших щек. Сука, до сих пор смотреть не могу спокойно эту сцену. Плюс в unrated version полностью показана смерть Дэна – когда он слился с мотоциклом. Кажется, это самая жуткая смерть за все серии франшизы. Бонусом есть сцена с попавшим в комиксы героем и появлением Супер-Фредди с молнией на груди. Главная слабость – линия с сыном Элис, но можно и ее стерпеть.

Шестая (“Смерть Фредди”) имеет особое место в сердце – она почти никак не связана с предыдущими фильмами. Но там показали флешбеки в молодость Крюгера; Спрингвуд показан эдаким сайлент-хилловским городком без детей; еще там была сцена компьютерной игры с Фредди-боссом; а еще там охуевший саундтрек и на финальных титрах под злое музло Игги Попа показана целая ретроспектива всех фильмов франшизы.

“Фредди против Джейсона”, увы лучше бы не случался. С одной стороны – нам дали шанс еще разок понаслаждаться харизмой Энглунда, с другой – но для серии фильм оказался абсолютно бесполезным.

Напоследок выскажусь про “Новый Кошмар Уэса Крэйвена” – самый уникальный фильм серии. Ни продолжение, ни перезапуск, ни переосмысление. Скорее попытка поставить жирную точку создателем оригинала. Эдакое метафизическое размышление-исследование мифа от Уэса Крейвена. Кажется, никто так не подходил еще к собственному детищу – вывернуть его наизнанку и посмотреть, что находится с обратной стороны. Не скажу, что фильм вышел удачным, есть в нем проебанные моменты, но за саму попытку перевернуть все с ног на голову – хочется поблагодарить Уэса за то, как он красиво это все начал и красиво попытался закончить.

 

Конец

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here