Velvet Buzzsaw (2019)

Velvet Buzzsaw / Бархатная Бензопила (2019)

Один из самых первых проектов года by Netflix, который киноманская общественность ждала, затаив дыхание. Причина весьма весомая: режиссер фильма – Дэн Гилрой – человек, подаривший миру лучшую роль в карьере Джейка Джилленхолла (“Стрингер”). На повестке дня жанровый микс из сатиры и хоррора. Казалось бы, что могло пойти не так? Ревью получилось нагроможденным и безэмоциональным рассуждением о том, почему понравилось мне, но не понравилось большинству.

Так уж получилось, что говорить про “Бархатную Бензопилу”  и не ругать ее за каждый вздох – это дурной тон. Причин у людей нашлось много. Загибать пальцы будем? Всему виной в первую очередь неоправданные ожидания. Все ждали очередного атмосферного и мрачного разъеба от Гилроя, а получили легкомысленную фрик-развлекалку. Сатира на арт-сообщество ограничилась разве что парочкой забавных гэгов. Хоррор-составляющая добавлена ради… креатива? Лично моя главная претензия – это отсутствие яркой, цветастой и пестрой картинки. Картинка очень отстраненная, слишком цифровая. Ее даже живой назвать тяжело, скорее стерильной.

Возможно, Гилрой специально пытался подчеркнуть таким способом бездушность и пустоту людей из мира современно искусства, но со мной это срезонировало в худшую сторону. Что же хочется сказать в противовес всем недовольствам? Как бы не хуесосили “Бензопилу” все подряд – ее все равно приятно смотреть. На удивление, это очень компанейское кино и лично мне повезло ее посмотреть в соответствующей атмосфере. На просмотре у нас собралась разношерстная компашка: кто-то разбирался в искусстве, кто-то в кино, кто-то не первый год тонет в творческой рефлексии. Учитывая, что в центре “Бензопилы” часто вертится тема позерства/трушности художников, то в уровне вовлеченности нам было не занимать.

Что касается стеба над индустрией современного искусства, то вони со стороны зрителей понять мне не удалось. Ясное дело, что самую лучшую деконструкцию сабжа провели в 4 эпизоде 11 сезона “В Филадельфии Всегда Солнечно” и неплохо этим же занимались в “Квадрате” (2017). На худой конец, в “Копах в глубоком запасе” у Марка Уолберга была совершенно гениальная сцена про инсталляцию на выставке. Однако, хочется задать вопрос. Я понимаю, что от Гилроя хочется видеть что-то уровня “пришел, увидел, победил”, но как ЧАСТО выходят фильмы про стеб над нынешней богемной тусовкой вкупе с гейским невротиком Джейком Джилленхолом? В жанре хоррор? На словах это звучит так же, как есть в фильме, потому и я вот не понимаю, что за нахуй возмущения. Почему ваши желудки сыты, господа? Голод до оригинальных картин куда подевался? Алло.

На волне дрочки по ретро-хоррору становится дико удивительно, что киноманские круги носом повели. Вообще-то, местные йоба-моменты отсылают нас во времена каких-нибудь амбициозных “Кошмаров на улице Вязов” и “Исполнителя Желаний”. В век сурового реализма посмотреть на то, как от человека после смерти остается лишь рисунок графитти – это возвращение к старой-доброй хоррор-магии конца восьмидесятых-начала девяностых. Изменения реальности, потусторонние миры, ожившие картины – это вот олдскульные ужастики, на которых выросло мое поколение. Я соглашусь, что хоррор-составляющая не сильно помогает повествованию, но только в том случае, если воспринимать “Бензопилу” как сатиру, а не легкомысленный фильм ужасов с Голливудскими звездами.

Если фильм с потусторонним – это не значит, что должно быть постоянно мрачно, страшно и дарково. Нет таких правил. Когда хорроры смешивают с социальной или семейной драмой – все восторгаются. Как только Гилрой заходит на поле лайтовой сатиры и миксует ее с жанровыми клише – все интеллектуалы начинают плеваться от недостатка глубины и глобальной трепанации. То, что не довели ни один из жанров до пика – проблема, хуй поспоришь. Но не стоит обманываться – “Бархатная Бензопила” это фильм-шутка, во время которого развлекаются и создатели, и зрители.

Фильм вообще в первую очередь – это персонажный капустник. Количество героев зашкаливает и извините меня, но так заебали картины, где насчитается от силы три-четыре ярких характера за весь хронометраж… “Бензопила” как глоток свежего воздуха. Почти ВСЕ, у кого хронометража больше минуты экранного времени – запоминаются. Химия между некоторыми лицедеями взрывает экран. Гротеск одних влюбляет в себя. Харизматичность других поедает пространство. Персонажам фильма НЕ сопереживаешь (верю, что такова задумка Гилроя), но ни про одного не скажешь вопиющее “не запоминается”. С детализацией вовсе проблем нет, начиная от того – во что одеваются герои, заканчивая тем – какой модели у них вейп. Мне как зрителю видеть такую проработку – очень важно.

Учитывая, что почти все герои – это ебаные бездушные мрази мира современного искусства, то Гилрою стоит отдать должное – смотреть все равно ХОЧЕТСЯ. В этом плане и сценарий проработанный, и кастинг провели мощный, и стилисты постарались, и актеры развлеклись. Даже Малкович не делает ничего сверхъестественного, но при этом его характер читается без недосказанностей. И так со всеми героями. Несмотря на хронометраж, образы у всех достоверные – будь то главные герои или пятиминутный робот-бомж.

Почти каждый негативный отзыв на фильм звучит так, будто ты слушаешь высказывание сноба в арт-галерии, стоящим перед картиной хуя с усиками. “Недостаточно проработано, нет глубины, лишние линии”. Камон, ребят, вы не на выставку Алекса Де Корте пришли, вы смотрите на хуй с усиками, улыбнитесь! В “Бензопиле” Джейк Джилленхолл играет манерного и ранимого гея, Джон Малкович изображает некогда успешного алкаша-художника в творческом кризисе (С ПЛАТОЧКОМ НА ШЕЕ), робот-бомж-на-костылях кошмарит одного из героев, а Тони Коллет в кровище становится частью арт-выставки! Как можно всерьез относиться к фильму, который как бы каждые несколько минут вам говорит: “просто расслабьтесь и повеселитесь”!?

Забавно выходит, что играя на поле претенциозного мира критики фильм стал жертвой завышенных требований, где от него ожидали претензию на глубину, а получили просто баловство съемочной группы. Полностью понимаю печаль людей, ждавших от Гилроя чего-то цельного и бронебойного. Когда такие авторы выдают легкомысленное кино без потенциала на долгую жизнь в музее кино – грустно становится. Правда, это не значит, что теперь нельзя кайфануть во время просмотра.

Выходит, что когда ждешь много, а получаешь меньше – начинаешь доебываться и тонуть в минусах. Эдакое чувство обиды и обмана. Лично я постоянно с таким сталкиваюсь. Однако, когда не ждешь ничего (как в случае моих товарищей, с которыми я смотрел фильм) – сосредотачиваешься на плюсах и полученных эмоциях. “Бархатную Пилу” смотреть весело. В ней есть пара жутких моментов, несколько действительно красивых сцен, дохуя ЯРКИХ персонажей, роскошная работа художника по костюмам, приятные интерьеры и вагон невульгарного юмора. Что еще надо для хорошего впечатления от фильма? Как оказалось – многим от “Бензопилы” нужно было чуть больше. Иногда хорошо посмотреть фильм без бекграунда и каких-либо ожиданий, ибо порой зритель сам себе злейший враг.

17 КОММЕНТАРИИ

  1. Фильм интересно смотреть хотя бы потому, что наблюдаешь за жизнью арт-сообщества, эдаких небожителей, будто в глазок подсматриваешь.

    • Самое смешнное, что они там даже не утрированы, а даже скорее лояльно обрисованы. В реальности там вообще мрак нахуй

  2. Что ж… Весьма убедительно, но вы меня не убедили. Ну ладно, может на полшишечки. Т.к. фильм меня не раздражал и от него гилти плэжа словить можно успешно. Всех неоспоримых достоинств фильма не отрицаю. Ровно так же, как и недостатков.

    • Для гилти плэже он слишком хорошо поставлен, конечно. Так что спишу на вкусовщину и в ожидании, что его кто-нибудь влиятельный все же захайпит и все начнут поголовно менять свое мнение. Вот тогда это было бы и правда легендарная хуйня

      • вот тогда это будет точь-в-точь как в современном искусстве =*

  3. Чувак… Фильмов, что поставлены лучше и являются чистой воды гилти плэжа – дохуя и больше.
    Плюс у фильма и так очень приличная критика. Не сказать, что он в хейте.

  4. Меня, вот, тоже не убедили! Пишешь, что персонажи яркие. И даже могу согласиться, что запоминаются, НО интереса не вызывают, напротив – они тривиальны и скучны, такие банальные собирательные образы, которые перескакивают из фильма в фильм.
    Плюсы у кинчика есть, безусловно, но минусы таки перевешивают.

    • Определенно разные фильмы смотрели, во всех персонажах узнал знакомых с арт-тусовки, в ком-то больше, в ком-то меньше. Так что…

  5. Я после просмотра даже удивился, насколько мне понравилось. Даже пресловутые минусы не прочитались. Но опять же – минусы ли это? Разносить за недостаточно увлекательную историю не получится, ведь интересно до самого конца; персонажи – очень сомневаюсь, что такие явно выраженные и обрисованные характеры (даже если образы слишком тривиальные и собирательные) это недоработка, очевидно это сделанно специально, все герои находятся на своих местах и поочередно раскрывают тему фильма.

    Олдскульно-хоррорные моменты меня завораживали честно сказать, завораживали своей незамысловатостью. Казалось бы, вот я подзассал от недавних хорроров, в которых тот-самый-момент выверен и ювелирно подан режиссурой и монтажом, а сейчас я искренне напрягся от впечатанной в рисунок на стене жертве. Макс правильно вспомнил “Исполнитель желаний”, вайб схожий. В общем, смотрел я с открытым сердцем и ничего не ожидав.

    Еще пару строк об индустрии, показанной в фильме. Как раз в последнее время пытаюсь набраться знаний именно о современном искусстве, как его читать и почему вообще в наше время все так случилось, плюс вживую иногда наблюдаю деятельность художников и то, как они дела ведут. После пары просмотренных статей и лекций мусорные ведра за десятки тысяч евро уже не вызвают присутпы недоумения – поверхностно зная подоплеку, понимаешь, в чем соль. Возможно еще поэтому мне прям “зашло” – посмотрел фильм в подходящий момент. Поэтому от некоторых диалогов я похахатывал, но не потому что “Что они несут?”, а потому что “Жиза!”. В этом плане тут хороший баланс и абсурда, и отражения реального положения дел.
    Мы не ультра ценители искусства или опытные деятели, но чем больше чего-то делаешь (или все никак не можешь сделать) или наблюдаешь за творческими людьми, тем сильнее кайфанешь от фильма.

    В общем, мне это кино хочется прям на хлебушек нежно намазать. Хочу спин-офф про Хобомена.

    • Я щас пить снова начну – Илья, это твой первывй развернутый коммент касаемо кино, тем более к моему тексту за пять сука лет, можно следующий раз я не буду ждать столько же? ❤️❤️❤️

    • Вот и у меня такая история. После IPHUCK 10 стала жутко интересна тема современного искусства.
      Жду просмотра фильма!

  6. То чувство , когда кинула трейлер в Шишкиночат , ожидая отголоска от Макса . Но тебя проигнорили , и в итоге ты почувствовала себя нубом , а Максимушка взял и написал положительное ревьюще на этот фильм. Двоякое ощущение)

    • Ой, там в чате такой поток трейлеров и роликов, что все не упомнишь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here